"Натали":
Когда женщина встретила женщину
 


Пресс-показ фильма ''Натали'' (Nathalie, Франция, 2004, режиссер - Анн Фонтейн, в ролях - Фанни Ардан, Эммануэль Беар, Жерар Депардье) состоялся в кинотеатре ''Орбита'' 16 июля. ''Натали'' - картина из той расцветшей в последнее время во Франции породы кино, в котором про секс говорят куда больше, чем делают.

Есть такая игра для непосвященных. Один человек говорит, что ему приснился сон. Другой человек должен угадать, о чем сон. Нужно задавать вопросы, отвечать на которые можно либо ''да'', либо ''нет''. Постепенно из вопросов складывается целостная история. Которая от начала до конца является плодом воображения задающего вопросы. Потому что никакого сна на самом деле нет, а ответы ведущего варьируются в зависимости от того, на какую букву - гласную или согласную - заканчивается предложение. Угадывающий, разумеется, об этом не знает и просто-напросто выдает свои фантазии за действительность. Один из таких ''снов'' рассказывает в своем фильме Анн Фонтейн.

Катрин (Фанни Ардан) - средних лет респектабельная мадам, отягощенная браком с давно охладевшим к ней мужем (Жерар Депардье). Исправно терпит мужнины измены и с каменным лицом прослушивает сообщения от юных особ на автоответчике мужа о том, как удалась его прошлая ночь. Кроме того, Катрин работает гинекологом и по долгу службы имеет доступ к самой что ни на есть интимной стороне женского существования. Гинеколог - в некотором отношении тот же психоаналитик, посему неудивительно, что в один прекрасный день обделенной лаской супруге захотелось услышать из уст посторонней женщины, как это происходит у ее мужа. Проводником в постели собственного мужа становится таинственная Натали, соблазнительная незнакомка, плод фантазии Катрин. На роль этой самой Натали она находит вполне реальную девушку Мадлен (Эммануэль Беар) из ближайшего интим-клуба. Дальше дело за малым - свести мужа с ''Натали'' и приготовиться слушать.

При том что добрая половина фильма посвящена описаниям половых актов, непосредственно секса и разврата в картине практически нет, и смотрится она на редкость целомудренно. Реальное действие подменяется диалогами двух женщин, зрелищность уступает место разговорности и рефлексии. Выбирая тернистый путь психоанализа, Фонтейн рискует нагнать скуку на искушенного зрителя, приученного к натурализму. Но непременно понравится домохозяйкам за сорок и всем тем, кто считает, что самая эрогенная зона у человека - это его мозг, т.е. фантазии. Французское кино в последнее время вообще страдает явным максимализмом в вопросах изображения межполовых отношений. С одной стороны, Катрин Брейа и ее ''Романс'', с другой, Фонтейн с ''Натали''. Одна снимает откровенное провокационное кино, в котором обнаженные тела в натуралистичных ситуациях олицетворяют все больше ''мерзкую плоть'', как бы сказал Ивлин Во. Удел другой - спокойные, но режущие по живому разговоры ''про это'', по ритму близкие к ''новым классикам'' французского кино, вроде Патриса Леконта и Франсуа Озона. Но в этих досужих диалогах сексуальные комплексы и фантазии достигают такого накала, что еще неизвестно, что больше шокирует зрителя: разверзнутые гениталии у Брейя или надтреснутые вздохи у Фонтейн.

Исполнительницы главных ролей - Фанни Ардан и Эммануэль Беар - прекрасно смотрятся за счет своей контрастности. Немолодая уже Ардан с ее ''теплой'' внешностью и пышными формами являет собой чистейший образец закрепощенной сексуальности. Беар, которой на роду написано играть вероломных соблазнительниц, полная ей противоположность, - холодная, грациозная божественная шлюха. Две женщины, два полюса страсти. С определенного момента становится ясно, что мужчина в этой истории лишний. Роль Депардье сводится к чисто номинативной: вот он в кафе, пьет свою утреннюю чашечку кофе, вот устало врет жене, возвращаясь с работы слишком поздно. Здесь проявляется феминистский взгляд Брейя на межполовые отношения. Мол, мужчины - это такие похотливые тузики, которых можно привлечь правильно подобранной косточкой, а фантазии, переживания и настоящие чувства - удел женщин. Так же, как и снимать кино.

Игорь Веселов,
InterMedia
22.07.2004

Hosted by uCoz