Загадки 100 минутной классики  


Час и сорок минут – именно столько длится последний фильм с участием Фанни Ардан – „Натали...”, которым актриса открыла ретроспективу своих лент, продемонстрированных в рамках „Французской весны”. Партнерами Ардан были давние ее знакомые, с каждым из которых она далеко не впервые встречалась перед камерами. Это Жерар Депардье и Эммануэль Беар – звучит убедительно. Название фильма казалось банальным, пока слово „Натали” не прозвучало впервые в тексте сценария. Тогда начинаешь понимать содержание таинственных трех точек после этого слова.

Те франкоязычные киевляне, которые не смогли попасть на оригинальную версию фильма (ведь количество пригласительных на такие мероприятия традиционно „ограничено”, то есть зарезервировано, и далеко не для простых смертных), получили подарок в виде ненавязчивого переводчика, голос которого позволял услышать почти все оригинальные реплики актеров. Это оказалось очень важным – ведь игра главных героев была построена на интонациях...

Основа сценария (фабула) классически проста. Катрин, роль которой и играет мадемуазель Ардан, - независимая деловая женщина, по специальности гинеколог (не забывайте, что медицинское образование во Франции – одно из тяжелейших и очень прибыльное). Она случайно узнает об измене своего мужа Бернара (прослушала достаточно выразительное сообщение на мобильном телефоне), который накануне не приехал на вечеринку, якобы опоздав на самолет. Сразу после искреннего разговора он сознается, что та любовница – одна из многих... Катрин бессознательно выходит из дома и после прогулки случайно заходит в „частный клуб” (читай – дорогой бордель), где у нее появляется план... Эта респектабельная дама нанимает одну из проституток заведения – Марлен, чтобы соблазнить собственного мужа. Чтобы не вызвать подозрений, она называется именем Натали и придумывает себе какую-то „пристойную” историю жизни.

Вот здесь, собственно, начинаются недоразумения, скрытые сложной системой вранья, доверия, комплексов и недомолвок, системой, которая, будто паутина, упадет в конце фильма, но все окончательно так и не станет понятным. По моему мнению, это заслуга режиссера (Анн Фонтен), которая сумела создать напряжение не только подбором случайных деталей, которыми так привлекает современное кино, но и соответствующим настроем актеров.

Итак, внимание: каждый день Катрин звонит по телефону Марлен – узнать об „успехах”. Та рассказывает о процессе соблазнения со всеми подробностями, описывает каждое свидание „не для тех, кому нет 18”, а жена Бернара как законченная мазохистка, слушает эти рассказы, выполненные по всем правилам телефонного секса. События переходят в мозаику эпизодов, не связанных никакой логикой. В отношениях мужа с любовницей появляются новые оттенки, по словам Марлен, он начинает в самом деле влюбляться у нее, потом предлагает жить вместе. Это удар для Катрин – ведь в ее жизни с Бернаром только-только начинается оттепель...

Тем не менее она неожиданно обманывает – мол, он охладел к ней, стал относиться безразлично и даже перестал оправдываться. Проходит еще какое-то время. Удивительное противоречие – две женщины становятся подругами. В определенный момент Катрин готова изменить мужу и делает это. Однажды Марлен-Натали заходит в кафе и видит знакомую ей супружескую пару за столиком. Не сказав ни слова, девушка уходит прочь, а ей вслед раздается голос Бернара: „Кто это?” Потом она сознается, что говорила неправду и ей не удалось не то что соблазнить мужа, а даже привлечь его внимание...

Именно в этой сюжетной уловке заключается интрига фильма. Становится понятно, что показная простота событий – покров для чего-то таинственного, которое существует рядом с героями. Цепочка ситуаций, целиком в стиле экзистенциалистов, создает нужную режиссеру напряженность, а рельефность героев – ненавязчивый шарм... Атмосфера неудобства, постоянной лжи и притворства за сто минут крепко въедается в подсознание.

Что еще делает киноленту интересной и не позволяетет назвать ее классической? По моему мнению, ряд вопросов, которые придирчивый зритель может себе задать. Почему Катрин прибегает к услугам наемной соблазнительницы? Какая у нее цель, и выше ли эта цель, чем желание хотя бы вербального удовлетворения для сексуально „обделенной” женщины? Ведь, изменив мужу, она теряет желание слушать рассказы Марлен. С другой стороны, главная героиня слишком любит Бернара. Второй вопрос – почему лжет Марлен-Натали? Неужели она просто стыдится признать свою „профнепригодность”? Как дальше сложится как будто упорядоченная жизнь супружеской пары, а как – их случайной знакомой? Ответы можно найти и в логике, и в этике, и в жизни. Но именно это отсутствие мотивации интригует. Несмотря на условный „хеппи-энд”, фильм отнюдь не похож на голливудские мелодрамы...

И, конечно, нельзя не отметить сложность характера и красоту главной героини. Бенефис Фанни Ардан, фильм, в котором она достигла такой убедительности игры, что ей даже не было необходимости играть. Множество кадров, посвященных Фанни-Катрин на фоне парижских пейзажей – мосты Сены, деловые кварталы и глухие закоулки. Она идет сквозь них, иногда огорченная, но чаще философски настроенная, наделенная не только чарующей улыбкой, но и способностью выходить из стрессов более сильной. На ней хорошо сшитый костюм, весеннее пальто и неизменный шарф. В отличие от героинь „мыльних опер”, она не меняет одежду каждый раз, привычный облик создает камерный эффект. Она такая же, как и актриса: элегантная, серьезная, глубокая. Она привлекает внимание даже скептиков.

Фильм „Натали...” надо смотреть поздним вечером, он не утомляет, а передает зрителю свою энергию. Этот фильм, несмотря ни на что, - очень реалистичен и эмоционален. Выходя из кинотеатра в ночной освещенный Киев, не ощущаешь шока от контраста, а наоборот – бессознательно ищешь глазами, когда же пройдет мимо нарядная французская шатенка...

Ольга Вох

Hosted by uCoz