Назову себя Натали  

Эмманюэль Беар сыграла одухотворенную проститутку

Во Франции к киноскандалам зрителям не привыкать. Поэтому там и пресса, и публика встретили фильм Анн Фонтэн «Натали» вполне прохладно. Нет сомнения, что российской публике эта смелая картина, объединившая трех знаменитых актеров – Фанни Ардан, Жерара Депардье и великолепную Эмманюэль Беар, – понравится куда больше.


Не слишком уже юная - режиссер, а в прошлом актриса - Анн Фонтэн, безусловно, не может считаться гордостью современного французского кино. Скорее она входит в ту не слишком узкую прослойку между мэйнстримом и интеллектуальными экспериментами, которая и формирует кинематографическую конъюнктуру, плюс к тому она – одна из людей, обеспечивших в последние годы так называемую «новую женскую волну». Но, право, в этой истории личность постановщика не является самой важной картой. Скорее уж стоит обратить внимание на продюсера Алана Сарда, благодаря которому появились на свет «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча и «Пианист» Романа Поланского. Именно ему удалось собрать трех превосходных актеров – входящих в преклонный возраст Фанни Ардан с Жераром Депардье и по-прежнему самую сексуальную и загадочную звезду французского кино Эмманюэль Беар. Впрочем, есть у Сарда и другие заслуги: например, он зазвал в композиторы мающегося после развода с Питером Гринуэем британца Майкла Наймана, обеспечив фильму превосходный саундтрек.

«Натали» рассказывает о модной в современной Европе проблеме – кризисе пятидесятилетних. Когда виагра творит чудеса, а порог старения отдаляется год от года, лишь одно охлаждение душ остается серьезным препятствием для контакта людей друг с другом. Особенно если люди эти живут семейной жизнью на протяжении двух-трех десятилетий. Такова ситуация Катрин и Бернара (Фанни Ардан и Жерар Депардье). Он много путешествует, встречаются они все реже, и она начинает подозревать его в изменах – тем более что он не слишком отпирается, вяло бормоча что-то вроде «для меня это не самое важное». Тогда она решает нанять проститутку, чтобы та стала его любовницей, рассказывая жене всю правду. Откровенно и мучительно – легкое садомазо, пусть пока лишь на словах, запросто оживит ороговевшие отношения.

Тут на сцену и выходит она. Продажная женщина Марлен, по основной профессии – косметолог и визажист, которой Катрин дает новое имя: Натали. Эта вымышленная персона не только охмуряет мужа, но и сама влюбляется в него, начинает жить самостоятельной жизнью, в которой нет места презренным деньгам. Виртуальные, остающиеся за кадром – а потому в пространстве воображаемом, ирреальном – отношения неверного мужа с Натали, очевидная влюбленность обманутой жены в ту же таинственную красотку - все это плетет сеть неприличную, интимно-постыдную, неуловимо притягательную, хотя лишенную конкретного обличия. Обнаженной натуры здесь не предполагается, все самое личное излагается на словах. В этом «Натали» напоминает «Пианистку», хотя, видит Бог, госпоже Фонтэн до таланта Михаэля Ханеке - как до неба.

Однако ситуацию спасает не только (и не столько) продюсерское чутье Сарда. Рядом с расхожими, растиражированными, хотя и, ясное дело, безумно талантливыми Ардан и Депардье существует – даже и не скажешь «играет свою роль» - самая красивая женщина французского кинематографа Эмманюэль Беар. Наследница Роми Шнайдер – чопорная гувернантка Франсуа Озона и французская женщина Режиса Варнье, – она в свои тридцать восемь кажется неподвластной течению лет. И неудивительно, что тираж журнала Elle, на обложке которого она снялась обнаженной, разошелся буквально моментально, в считанные дни. Не смущаясь и не переигрывая, она являет на экране самый пленительный женский образ из тех, что удавалось родить на свет французскому кинематографу в последние годы. А это одно стоит того, чтобы посмотреть фильм до конца.

Антон Долин
Газета.ру
20.01.2004

Hosted by uCoz