Пуля дура, Озон молодец  


21 июня в Москве впервые покажут «Восемь женщин» Франсуа Озона, снятый в нетрадиционном жанре «музыкальный детектив».

Чести открывать ХХIY московский кинофестиваль Франсуа Озон удостоился легко и беззаботно. Его фильмы, едва появившись в российском прокате, сразу же полюбились киноманам. Полюбились за простоту и нежность, с какой режиссер рассказывает самые скабрезные подробности жизни своих героев, за наив, с каким они у него совершают измены и убийства, за театральность и ретро-песенки, без которых не обходится ни один фильм Озона. Кажется, он, храня в памяти несметное число мелодий из своего детства, подбирает не музыку к фильму, а кино к музыке.

Для «8 женщин» Франсуа Озон в очередной раз переворошил старые пластинки и подобрал каждой из восьми героинь песенки из репертуара кумиров французской эстрады минувших лет. Кому про одиночество, кому про «любовь моя, я тебя никогда не забуду», кому про «не бывает счастливой любви». Таким образом, ретро-детектив в духе Агаты Кристи об умершем в сочельник главе семьи и подозрениях, падающих буквально на всех окружающих его дам, стал лирическим мюзиклом, в котором пляшут, поют, строят глазки и принимают соблазнительные позы. О том, чтобы держать публику в стремительно возрастающем напряжении Озон даже и не думал. Нервный тик и вздрагивание не свойственны его плавно текущим сюжетам, будь это криминальная драма или детектив. Театральный ужас в глазах героинь, объявляющих, что они заперты, телефонные провода отрезаны, а дороги заметены снегом – прекрасен как демонстрация мастерской игры, женское кокетство и истинно французское очарование. Попытку втянуть зрителя в дебри психологического реализма и заставить мучиться подозрениями режиссер даже и не думает предпринимать. В «8 женщинах» Озон просто любовался своими актрисами – лучшими актрисами Франции – Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Даррье, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар, Фирмин Ришар, Вирджини Ледуайен и самой юной в этом списке - Людивин Санье и провоцировал зрителей на киноведческие мемуары. Глядя на то, как Денев страстно целуется с Ардан на красном ковре посреди гостиной, невольно начинаешь высчитывать, в каких фильмах эти коварно интригующие дамы играли вместе, в каких нет, символом какой эпохи французского кино являлись и какие параллели проводит режиссер. Женщины, а тем более актрисы – это постоянное ожидание самых сногсшибательных сюрпризов, утверждает Озон. Чему пример тот самый нетрадиционный поцелуй примы французского кино – Катрин Денев. Дамам всегда плохо, они ненавидят идеальных мужей, влюбляются в подонков, страдают, злятся на весь мир, а потом и вовсе увлекаются друг другом, и тут уже разворачиваются очень своеобразные страсти. Самое лучшее для мужчины - это не вникать в их личную жизнь – такое откроется, что можно застрелиться, что, собственно, и делает единственный мужской персонаж в картине. Если вначале смерть его была розыгрышем с целью разузнать, как дамы сосуществуют друг с другом – любовница с женой, сестра с невесткой и мать с дочерью, то в финале выстрел в висок производится им совершенно осознанно. Иначе развязать этот клубок просто невозможно.

Однако Озон не был бы Озоном, если бы не подытожил этот трагический жест единственного мужчины в картине уморительно-трогательной песенкой – «о том, что счастливой любви не бывает никогда». В сущности, в этом и есть скрытая причина неординарных выходок этих восьми и всех оставшихся за объективом камеры Озона женщин.

Георгий Горшков
Газета.ру
21 июня, 2002

Hosted by uCoz