Восемь женщин, которые гуляли сами по себе  


Французский режиссер изготовил фильм-коктейль, в котором мирно уживаются детектив и комедия. Его «8 женщин» пляшут и поют рядом с трупами, при этом нарочитая искусственность и показная театральность в фильме соседствуют с нешуточной серьезностью.

Трудно сказать, что занимательнее в новом фильме Франсуа Озона – хитросплетения сюжета, забавные персонажи, или же актерская игра. Каким-то чудом в фильме Озона все восемь главных героинь играют либо легенды французского кино, либо просто прекрасные актрисы. Зритель поражен уже в самую первую минуту, когда видит, как в занесенном снегом загородном особняке собирается эта звездная семейка, чтобы отпраздновать Рождество. Габи (Катрин Денев) приезжает с двумя дочками – Сюзон (Виржини Ледуайен) и Катрин (Людивин Санье). Здесь же ее сестра Августина (Изабель Юппер) и их старушка-мать (Даниель Даррье). Собственно, детективная завязка фильма в том, что женщины обнаруживают труп главы семейства, неудачливого коммерсанта и обманутого мужа Габи. Беспощадно расправившись с семейной идиллией, режиссер превращает рождественскую сказку в кошмарный триллер. Кто убийца и кто будет убит следующим? Ему нравится нагнетать обстановку, и он получает удовольствие от неправдоподобно зловещих криминальных ситуаций. У каждой женщины есть веские мотивы для совершения преступления. Есть они и у сестры убитого Пьеретты (Фанни Ардан), и у экономки мадам Шанель (Фирмин Ришар), и у горничной Луизы (Эмманюэль Беар).

Ироничный и хладнокровный Франсуа Озон пошел дальше, чем писательница детективов Агата Кристи. Мало того, что в фильме действие происходит в замкнутом пространстве, и подозрения будут падать в первую очередь на тех, кому выгодна смерть хозяина дома, так еще следствие будет вести тот, кому его вести выгодно... Режиссер делает следователем школьницу Катрин, - словно в насмешку над мудрыми и проницательными героями детективов.

Справедливости ради следует заметить, что настоящая загадка в этом фильме связана вовсе не с поисками убийцы. К концу фильма, как это обычно бывает с детективами, все прояснится. Непонятными и удивительными останутся только героини фильма. Конечно, женщины – это всегда загадка. Но в фильме Франсуа Озона загадочность персонажей возведена в кинематографический принцип.

Дело в том, что у героев французского режиссера нет «психологии» в привычном понятии этого слова. До поры до времени в них нет никаких внутренних противоречий. Они неправдоподобно целостные натуры, и до конца пытаются играть свою роль. И только припертые к стенке неопровержимыми уликами, они... вынуждены сменить маску, чтобы вновь посмотреть друг на друга чистым, бездонным взглядом, как будто ничего не произошло. Я думаю, если выискивать в истории кинематографа похожих в своем психологическом складе персонажей, то нужно вспомнить о таких типах, как Форрест Гамп или Человек Дождя. У них никогда эмоции не перемешивались одна с другой, и они всегда пребывали во власти какого-нибудь одного чувства. Герои Озона так же просты в своем психологическом складе, но только эта такая простота, которая хуже воровства. Простодушие всех восьми женщин идет оттого, что они носят несколько масок, и когда им грозит быть уличенными в преступлении, они просто снимают с себя одну из них, чтобы пощеголять в другой. Посмотрите на Габи в исполнении Катрин Денев! Сначала это – женщина-монумент, она восседает в креслах, снисходительно поглядывая на своих родственничков, чья жизнь не удалась, золотая брошь сверкает на пышном бюсте, на плечах поблескивает накидка из какого-то зверя... Но вдруг что-то происходит, обнаруживается то, что прежде Габи тщательно скрывала от посторонних глаз, - и вот уже добропорядочная буржуазка с какой-то цирковой ловкостью превращается в любовницу, или даже воровку, убегающую ночью из дома с деньгами мужа...

Можно было бы сказать, конечно, что Франсуа Озон «срывает маски», разоблачая ложное обаяние буржуазии. Но это было бы не совсем верно. Его художественный метод другой. Он предпочитает играть этими масками. Как никто другой из режиссеров, он уверен в – двуличии? – нет, в многоличии природы человека...

Человек Озона – это прежде всего игрок. В этом его природа, его крест и судьба. Не так давно философы твердили, что существование человека исторично. Озон бы сказал, что оно условно. И именно в этом он черпает вдохновение для своих фильмов. И именно отсюда, кстати, вся классицистическая театральность «8 женщин». Не случайно кадр выстроен так, чтобы напомнить зрителям о театральной сцене. Соблюдено единство места, времени и действия. Трагическая условность человеческого бытия подчеркивается даже нарочито бутафорским рождественским снегом за окном усадьбы.

Несмотря на всю женственность, которую вкладывают актеры в женские характеры, все персонажи Озона выглядят как слепые куклы, которых воля режиссера ведет то в одну, то в другую сторону. Ну нет у французского режиссера цельных людей. Человеческое существование условно, театрально, и поэтому человек – это всегда загадка. И в первую очередь – загадка для самого себя. У Озона нет ни мужчин, ни женщин в общепринятом смысле этого слова. С мужчинами режиссер расправился в своих ранних фильмах, вспомните хотя бы о «Летнем платье». Теперь Озон в том же духе «деконструкции» взялся за женщин. Именно поэтому главный зрительский интерес, главная интрига его фильмов в метаморфозах персонажей. В самом деле, кто бы мог вообразить, что мадам Шанель – пожилая, полная негритянка, экономка и воспитательница детей – моментально потеряет свою добропорядочность и достоинство, как только она попадет под подозрение! Кто бы мог подумать, что это прожженная картежница и лесбиянка, насквозь порочная натура, - и как только ей доверили приглядывать за детьми?

У Озона, как и всякого большого режиссера, есть своя философия. Она одновременно и трагичная, и легкая. Если попытаться пересказать ее в двух словах, то получится вот что. Каждый человек вынужден осваивать и исполнять те или иные социальные роли. Люди никогда не живут просто как люди. Все они носят определенные маски. Все они являются друг перед другом в различных обличиях – как мужчина, или женщина, отец, дочь, любовник, убийца, служанка... Иногда они носят сразу по несколько масок. Из-за этой клоунады фильм «8 женщин» вышел легким, и даже игривым. И, тем не менее, все героини в нем глубоко несчастны, смирились ли они с этим, или нет.

Все они – соучастницы убийства. Но раскаиваются ли они? Скорее, они просто расстроены, и не знают, что делать. Они ведь только пытались найти свое место под солнцем! За что же им такие испытания?! - Как будто бы, Франсуа Озон посмеивается над ними. Кокетки, они не знают, какая маска им больше к лицу! Словно, если женщина и может быть недовольна, то только своим нарядом.

Но вместе с тем фильм и трагичен. Если женщины Озона и испытывают какое-то глубокое внутреннее беспокойство, то только от того, что не знают и никогда, по всей вероятности, не смогут узнать, кто они такие на самом деле. Все их усилия обрести комфортное существование в этом мире обречены на неудачу, все проваливается в какую-то пустоту, в какую-то черную дыру... Как у кошек, у них слишком много жизней, и они не знают, что с ними делать. Раньше этой пустоты в мире не было, человек был уверен, что он знает о себе все, а у человечества было спасительное слово – «душа». Теперь все по-другому. Но Франсуа Озон далек от отчаяния. Человек может только «казаться»? Но это и есть его единственный способ «быть»!

Вести.ру
27 июня 2002

Hosted by uCoz