Не просто Мария  


На закрытии Московского кинофестиваля картине "Каллас навсегда" хлопали гораздо активнее, чем призерам и победителям. Хлопали, правда, не столько режиссеру Дзеффирелли, сколько актрисе Фанни Ардан. Ну и режиссеру немножко тоже.

С творчеством режиссера Франко Дзеффирелли все прекрасно знакомы, точнее – с его частью. Фильм "Ромео и Джульетта" 1968 года пользуется необыкновенной любовью наших телеканалов и демонстрируется как минимум раз в полгода, а то и чаще. Киноведы, правда, Дзеффирелли за серьезного режиссера не держат. "Ромео и Джульетта" – романтизированный Пазолини; "Отелло", за которого режиссер получил в Каннах "Золотую ветвь", – роскошная киноопера с Плачидо Доминго; топорный "Гамлет" оказался, наверное, самой неудачной ролью для Мела Гибсона. В принципе Франко Дзеффирелли всю жизнь был по другой части. Начинал как театральный костюмер и стал одним из самых известных и маститых оперных постановщиков в Европе. Оперные критики, впрочем, Дзеффирелли тоже не жалуют: и в сценических, и в экранных опытах его костюмерное прошлое дает о себе знать. Он носитель того "большого стиля", который так любят политики и миллионеры, желающие время от времени приобщиться к настоящему искусству.

"Каллас навсегда" – вполне традиционное кино, как обычно – на оперную тему. В центре Парижа живет Мария Каллас, в прошлом гениальная оперная певица и жена миллиардера Аристотеля Онассиса, теперь она тоскует о своем прекрасном прошлом, у нее нет ни мужа (Онассис променял ее на Жаклин Кеннеди), ни голоса. Старый друг-промоутер (и гей, естественно) предлагает Каллас авантюру: она сыграет в экранизации "Кармен" Бизе, в которой будет использована ее старая запись, и к ней вернется былая слава. И как ни странно, так почти и происходит. Ничего такого в жизни не было, и кому как не Дзеффирелли, душеприказчику Каллас, знать об этом. Фильм, который мог бы состоять из множества интимных деталей и подробностей, по-оперному схематичен и условен: в центре – трагический образ гениальной примадонны, по бокам – почти карикатурные ее конфиденты: промоутер (правильнее – импресарио) и маленькая толстенькая журналистка, акула пера. Молодой любовник промоутера, само собой, авангардный художник. Фанни Ардан сияет, как бриллиант чистейшей воды. Глазами, улыбкой, слезами и неподдельными переживаниями в совершенно искусственных ситуациях. Ее Кармен, без сомнения, лучшая Кармен в истории оперы. Взбалмошную и стервозную приму, глуповатую по сути дела женщину, она играет с обворожительной грацией и изяществом. Вряд ли настоящая Каллас была при жизни хотя бы вполовину столь прелестна, как Фанни Ардан в ее роли. Фильм похож на бриллиантовое колье. Бессмысленное само по себе, но необычайно живописное. И, что немаловажно, все драгоценности в нем настоящие: Фанни Ардан, Джереми Айронс, классическая музыка и настоящий голос Марии Каллас. Неподдельно искреннее желание Дзеффирелли дать возможность своей подруге, умершей 25 лет назад, в последний раз блеснуть перед публикой. Дать ей возможность сказать перед смертью важные слова. Героиня Фанни Ардан не то спрашивает, не то утверждает: "Может, не стоило всю свою жизнь тратить на погоню за успехом, на стремление кого-то победить, может, пока мы с тобой гонялись за призраками, мы пропустили саму жизнь". И тут уже действительно непонятно, говорила ли это когда-то реальная Каллас реальному Дзеффирелли, или ему кажется, что должна была сказать, или 80-летний Дзеффирелли вообще сам с собой беседует. Похоже, он и сам толком не знает.

Стас Елисеев
Петербургский КАЛЕНДАРЬ

Hosted by uCoz