Человеческий фактор  


Знаменитая оперная дива Мария Каллас живет отшельницей, не хочет никого видеть, не появляется на людях. Несколько лет назад она перенесла позор — потерю голоса на публике. А чуть раньше эта красивая женщина столкнулась с изменой, когда обожаемый Аристотель Онассис предпочел ей Жаклин Кеннеди. Теперь длинными вечерами Каллас слушает свои старые записи и плачет, уткнувшись лицом в подушки.

Именно такой, несчастной и одинокой, застает ее продюсер-искуситель, который давно уже позабыл об оперном искусстве, увлекшись рок-н-роллом. Теперь продюсера неожиданно посещает грандиозная идея — вернуть Каллас на сцену. Пусть не по-настоящему, так хотя бы посредством кинематографа. Продюсер предлагает диве постановку «Кармен», партию в которой Мария никогда не исполняла перед публикой. В новой «Кармен» Каллас должна предстать в роли обольстительной цыганки, но петь будет не сегодняшняя певица, а та, которая еще обладала голосом, благо и записи сохранились. И отчаявшаяся Каллас соглашается на эту авантюру...

Картину «Каллас навсегда» поставил знаменитый итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, знающий об оперном искусстве почти все. А у истории, рассказанной им в фильме, несколько слоев восприятия. Слой первый и самый простой — драма об одиночестве людей, обремененных славой, деньгами и звездным прошлым, великолепно разыгранная Фанни Ардан (Каллас) и Джероми Айронсом (продюсер). К слову, роль в фильме «Каллас навсегда» — едва ли не лучшая за последние годы работа великолепной Ардан, несмотря даже на явные, бросающиеся в глаза, сценарные недоработки. Слой второй — исторический, рассчитанный на знатоков оперы в целом и творчества Марии Каллас в частности. Существует легенда, что Каллас потеряла голос из-за того, что вместо привычных партий сопрано позволила себе исполнять меццо. Партия Кармен — как раз из последних, не зря же Каллас никогда не исполняла ее в театре. И Дзеффирелли в своем фильме пытается воплотить в жизнь невозможное, ведь когда-то «Кармен» с Марией Каллас была его мечтой.

Наконец, третий, и самый важный, слой. Дзеффирелли, посвятивший жизнь высокому искусству, в котором живые артисты не могут быть подменены суррогатами, даже технически совершенными, в новом фильме словно вступает в спор с эпохой высоких технологий. По мере сил и возможностей режиссер пытается доказать превосходство актерского таланта над техническими чудесами нового века. И утверждает, что человеческий фактор — главный в искусстве, будь то опера, кино или что-то еще.

Франко Дзеффирелли — восьмидесятилетний классик, ученик Висконти, любитель большого стиля в кинематографе — вынашивал идею фильма «Каллас навсегда» двадцать лет. Ему повезло, он знал великую Марию Каллас, в конце 1950-х ставил для нее «Травиату». Теперь он решил пофантазировать. И его фильм, с «картонными» характерами и порой нелепыми диалогами, с театральными жестами и морализаторским финалом, оказался не таким простым, каким мог бы оказаться. Стареющий итальянский мастер Дзеффирелли вольно или невольно поднял довольно важные проблемы современного искусства.
Но способов решения этих проблем не знает и сам режиссер. Иначе бы он не стал снимать фильм «Каллас навсегда».

СПб Ведомости
21.07.2003

Hosted by uCoz