Интервью Анны Фонтейн  


- Ваши фильмы известны тем, что в них поднимаются очень сложные личные проблемы. Что привлекло Вас в «Натали»?
- Я прочитала сценарий Филиппа Бласбана, в котором раскрывались отношения между женой и проституткой. Это была история мести мужу. Меня поразило, что жена нанимает девушку по вызову и ненамеренно оказывается в ситуации, в которой ее сексуальные отношения происходят как бы по доверенности. Жак Фиши и я придумали это, чтобы создать образ Катрин, успешной женщины, сделавшей хорошую карьеру, которая вдруг обнаруживает, что ее муж изменяет ей. Это приводит ее к тому, чтобы взять на прокат тело другой женщины, чтобы контролировать сексуальность своего мужа. Причины, которые движут нами в начале, зачастую приводят к еще более запутанным приключениям. У нас было достаточно материала, чтобы создать историю вокруг кризисов отношений, страсти и эротического напряжения.

- Кризис отношений этой пары казался почти банальным в начале картины. Для мужа это были сексуальные отношения без каких-либо последствий. Для жены это откровение перевернуло весь ее мир.
- Я хотела начать со знакомой ситуации, восприятие которой зависит от определенного периода в жизни человека. Все зависит от определенных вещей, и главное то, как каждый воспринимает такое событие. Что оно говорит нам о нашем собственном существовании? Для этой пары совершенно очевидно, что муж, как многие мужчины, воспринимает секс как обычную охоту. Сексуальность его жены по ее собственному желанию оказывается в почти «спящем» состоянии, и его поступки вновь пробуждают ее желания.

- «Но, возможно, это неизбежно – все заканчивается по воле случая», - говорит ее муж Бернар.
- Он не говорит это в агрессивном тоне. Это всего лишь отстраненное замечание, которое может зацепить по-разному. Столкнувшись с такой горькой правдой, многие женщины устраивают истерики, требуют развода или же прячутся в скорлупу отрицания. Катрин выбирает другой путь и пытается заново открыть свою сексуальность. Она ухватывается за это событие, чтобы вновь открыть для себя двери мира любви. Мне было крайне интересно наблюдать за тем, как быстро из самой безобидной ситуации могут возникнуть настоящие сложности. Когда интимные мысли спрятаны внутри, они могут только спровоцировать поразительные и серьезные последствия.

- Как Вы хотели показать каждый из характеров?
- Я хотела, чтобы между Катрин и Бернаром существовала электрическая притягательность. Некоторые супружеские пары могут устать и наскучить друг другу после многих лет, проведенных вместе, но эти двое по-прежнему сильно любят друг друга. То, что они любят друг друга, но в их отношения вмешивается Марлен, было очень вызывающе и даже жестоко. Когда Марлен нанимают, чтобы она играла свою роль, она всего лишь уставшая продажная женщина, в которой нет ни намека на какие-то угрызения совести. Во время своей первой встречи с Катрин, она видит в ней только «клиента», женщину из другого мира, которая использует ее в своей игре. Медленно, но верно нам открываются сложность ее персонажа и ее слабость. Каждый персонаж вначале кажется вполне типичным – муж, жена и проститутка, но каждый оказывается на удивление многосторонним.

- Темой фильма является манипуляция.
- Это в большей степени фильм о фантазии. Каждый персонаж лжет остальным: Бернар скрытен, Катрин не говорит правды своему мужу, Марлен хранит свою тайну. Но это не просто игра с манипуляцией – это было бы слишком просто. Это эмоциональное путешествие, а эта молодая женщина, зарабатывающая с помощью своего тела, способна, как и многие проститутки, отделить свою сексуальность от своих эмоций. Катрин совершенно очарована Марлен. Проститутки гораздо более очаровательны для женщин, нежели для мужчин. Мужчины прибегают к услугам проституток, чтобы удовлетворить свои самые основные инстинкты.

- Между этими двумя женщинами присутствует некое волнительное влечение.
- Это скорее эмоциональная, а не психологическая связь. Это что-то гипнотическое, неподдающееся контролю. Для Марлен – это удивительная возможность делать удивительные открытия, возможность приблизиться к нормальной женщине, которая открывает мир все более и более сильных ощущений. Это как психиатрия наоборот – человек, который говорит, позволяет слушателю чувствовать себя лучше. В начале между ними заключается простое соглашение: одна платит, вторая – делает свою работу. Но постепенно, они нарушают ими самими установленные правила. В том, как одна использует другую, есть определенная жестокость. Они обе глубоко захвачены этими очень необычными человеческими отношениями, и их отношения безнадежно запутываются.

- План Катрин выходит из-под ее контроля.
- Когда Катрин впервые входит в бар, она не вполне понимает, что хочет сделать, поэтому импровизирует. Она не пошла туда для того, чтобы замыслить месть. Она находится в полусознательном состоянии, когда выбирает Марлен, а потом превращает ее в «Натали». В действиях Катрин присутствует некий намек на извращенность. Мы чувствуем, что она убита горем.

- Зритель также оказывается под манипуляцией. Как только некие повороты сюжета, связанные с обманом, оказываются на поверхности, появляются другие тонкие моменты.
- Я хотела, чтобы зрители все время недоумевали, сомневались и думали о вещах, непонятных им. Они должны все время идти по очень тонкой линии, зная, что все может разрушиться в любой момент. Зрителю предлагается выдвигать свои собственные гипотезы – может быть, кто-то и догадается о том, как все закончится, но я не думаю, что это уменьшит степень загадочности.

- Как Катрин переживает эти события?
- Ее чувства по отношению к Натали не являются ни любовью, ни состраданием. Здесь присутствует определенный момент гомосексуальности, но дело не в этом – я хотела, чтобы они разделяли некий неопределимый ментальный эротизм. Их странно притягивает друг к другу, это почти смешение. Они питают друг друга. У каждой из них было что-то, чего не было у другой, и они отвечают друг другу взаимностью. На протяжении всего фильма они все глубже и глубже погружаются в состояние интимности, которое делает их все более и более равными между собой. Граница между шлюхой и леди практически исчезает.

- Отношения с Натали также являются любовным испытание. Катрин отдает Натали Бернару.
- Это очень амбивалентно. Вы можете так думать, но это зависит от того, как вы позиционируете себя в этой истории. Мужчины могут подумать, что это прекрасно, если их жены могут предложить им такой подарок. Но они могут прийти в полнейшую ярость, потому что это демонстрирует, как плохо женщины могут думать о мужчинах. Я также считаю, что Катрин бессознательно делает этот подарок и себе тоже. По мере того, как развиваются события, Катрин вновь заявляет о своей собственной страсти.

- По мере того, как Марлен пересказывает свои эротические переживания, они парадоксальным образом становятся для нее некой инициацией.
- Она девушка действия, а не слов. Этот клиент заставляет ее пересказывать поступки словами, и через свои слова Марлен строит эту личность. Она работает так же, как настоящая актриса, и это приводит к тому, что она открывает для себя чувства, о существовании которых даже и не подозревала.

- Как когда она вспоминает о тех удовольствиях, которые испытывала с Бернаром?
- Это было нарушением ее профессионального кредо. Когда я готовила этот фильм, то познакомилась с большим количеством девушек из баров, и могу с уверенностью говорить о той открытости отношений, которые эти женщины могут устанавливать между собой. У женщины может быть родство с другой женщиной, которого у нее никогда не будет с мужчиной. Марлен находит определенную поддержку для себя в отношениях с Катрин.

- Существуют и другие интерпретации, но нет ли в поступках Катрин оттенка жертвы, граничащей с мазохизмом?
- Ее слова и действия предполагают это, но Катрин хочет узнать правду. Гораздо спокойнее быть в неведении, потому что знание ситуации означает то, что ты должен реагировать. Всегда присутствует некоторая степень тайны и неизвестного в отношении человека, с которым ты живешь – даже самые интимные отношения не позволят знать всего. Любой человек всегда думает о том, как защитить себя и думает об обоюдной слежке. Для Катрин – это способ узнать правду, которая ускользала от нее. Марлен возвращает ей вкус жизни. Катрин вновь чувствует, как в ней разгораются чувства, она видит своего мужа в новом свете. Ее брак становится даже менее важным, чем ее отношения с Марлен.

- Одним из замечательных моментов фильма является то, что речь идет о страсти, но, тем не менее, в картине не показываются эротические отношения Бернара и Натали.
- Я вообще не могу представить, что буду делать фильм с эротическими сценами. Это слишком просто – мы все это проходили. Гораздо более захватывающе, и даже, в некоторой степени, более изощренно, было бы оставить это для воображения зрителя. Смотреть на лицо Фанни в то время, как слова воплощают в жизнь их сексуальные свидания, гораздо более пикантно. И язык, и голос скрывают очень сильный эротизм. На самом деле, я выбрала двух этих актрис из-за их голосов. Отказ от непристойных сцен был одним из ключевых моментов при создании этого фильма.

- Фантазия является одной из фундаментальных основ кино.
- Да, потому что фантазия, как это происходит в кино, может быть чем угодно. Секс в этом фильме вербальный, и Катрин использует слова, чтобы строить свои фантазии. Я также хотела поговорить о форме сексуальной грусти. Считается, что сегодня женщины свободны, а мужчины должны обеспечивать их всем, что они пожелают. Я хотела разоблачить это монолитное, политически корректное отношение к сексу. Смотреть на то, как красивая женщина, как Катрин, страдает из-за того, что она потеряла контакт со своей сексуальностью, просто невыносимо.

- Натали попадает в довольно сложную ситуацию, но в результате неплохо справляется.
- Здесь, конечно, есть элемент жестокости в том смысле, что она становится пешкой в игре Катрин, но также это возможность для нее сыграть роль, о которой она и мечтать не могла. Они показывают ей совершенно другой мир, и она превращается в другого человека. Но все равно в конце фильма о Марлен нельзя не думать без грусти.

- Трое ваших главных героев стремятся реализовать себя.
- Да. Мужчина, который подчиняет себя женщине, не связывая себя с ней. Марлен как сексуальный объект, лишенный любовных эмоций, и Катрин, чья сексуальность находится в состоянии сна: мне был очень интересен подобный сюжет. Я также чувствовала, что мне нужно многое сказать о сложности женской сексуальности не напрямую, а таким образом, чтобы мы могли увидеть то, как она будет трансформироваться. Сексуальность постоянно меняется – страсть может исчерпать себя, но любовь может остаться. Катрин вступает в неизведанные пределы, когда она пытается взять под контроль свою сексуальную жизнь и своего мужа. Я не могу работать с сюжетом, когда даже один из персонажей не будет соприкасаться с чем-то неизведанным. С человеческой точки зрения и с точки зрения экзистенциалиста, мне кажется не очень удобным показывать ситуации, которые невозможно испытать на собственном опыте.

- Какие режиссерские находки Вы привнесли в картину?
- Я выбрала широкий экран, так как я думала, что лица и подлинная красота двух женщин заполнят его своей чувственностью. Их лица показывают гораздо больше, нежели чем могут выразить слова. Я старалась сделать так, чтобы камера двигалась совсем мало. Слова могут оказывать сильное воздействие во время сексуальных монологов и воздействовать гипнотически, если камера находится в стационарном положении.
Мне также хотелось, чтобы освещение выделяло двух актрис, и не ради эстетического эффекта, а для того, чтобы создать ощущение взаимной страсти между двумя женщинами.

- Красный цвет пропитывает весь фильм, начиная от декораций, заканчивая костюмами актрис, даже лакированная зажигалка Натали красного цвета.
- Чтобы компенсировать фригидность их сексуальной и личной жизни, я хотела создать чувственную атмосферу, используя теплые краски в их костюмах и в декорациях. Бар, который мы создали в картине, сочетал в себе различные элементы декораций, которые мы отобрали во время подготовки к съемкам. По иронии судьбы, после съемок фильма многие из подобных заведений были закрыты из-за новых законов.

- Музыка стала последним сильным штрихом к картине.
- В заведениях, подобных тому, в котором работает Натали, музыка является важным моментом для того, чтобы вводить клиентов в эротическое и возбужденное состояние. Поэтому саундтрек стал последним важным штрихом для воспроизведения такой атмосферы. Я хотела, чтобы творчество таких музыкантов как Леонард Коэн, Наташа Атлас и других была смешана с оригинальными композициями Майкла Наймана, написанными для фильма, для того, чтобы представить внешний облик персонажа Фанни Ардан. Для темы Марлен мне хотелось совместить легкое настроение с элементами спокойной, мягкой меланхолии.

- Точность и последовательность в игре каждого из актеров усилили эмоциональное воздействие. Как вам удалось совладать с такими мощными актерскими персоналиями?
- Я использовала разный подход к актерам. Я знаю Фанни Ардан уже какое-то время, поэтому я знала, как работать с ней. Мы работали над движениями ее персонажа еще до того, как мы определили его детальные особенности. Мы часто встречались до съемок. Мне очень нравилось ее воображение, ее красота, ее сдержанная меланхолия. Я подумала, что было бы просто потрясающе, если бы мы смогли передать все эти ее черты на экране. Когда мы начали съемки, она была настолько поглощена сюжетом, что очень быстро превратилась в Катрин. Она уже успела прочувствовать все детали. Для того чтобы создать образ Натали, я постаралась поставить себя на место своей героини и искала женщину, которая бы нравилась всем, включая моего мужа, и которая бы имела прекрасное тело, излучающее сексуальность. Эммануэль Беар идеально подошла на эту роль. Ее хриплый голос отлично контрастировал с ангельской красотой ее лица и природной чистотой. Когда я встретилась с ней, я поняла, что у нее есть та зрелость, которую я хотела видеть в Натали. Я хотела, чтобы под ее твердой скорлупой скрывалась нежная сущность. Она должна была соблазнять, не прилагая при этом усилий. Девушке, подобной Натали, не нужно использовать те же приемы в общении с женщиной, которые она использует при общении с мужчиной.

- Присутствие Жерара Депардье в картине просто завораживающе.
- Депардье – экзистенциальный актер, у него есть то, чего нет у других актеров. Он появляется, бросает взгляд в камеру, и этого достаточно. Так как он совсем мало появляется в картине, он должен был придать своему персонажу мощь, которой он привычно обладает в сознании зрителя. Депардье – французский актер, которого никто не может забыть. Он настолько красочен, что его простое присутствие заставляет трепетать. Я хотела, чтобы он создал хрупкий образ. Я хотела, чтобы он был очаровательным, красивым и желанным. Когда я встретилась с ним, он очень умно отозвался о сценарии фильма. Он всегда сохранял свою потрясающую юность. Он обладает такой удивительной и внушительной силой, но, тем не менее, в картине он в какой-то степени потерян.

Ольга Корниенко
Пресс-атташе ООО "Киномедия"
13.07.2004

Hosted by uCoz