Любовь - удар каблуком, который превращает вас в больного человека  


Самой дорогой гостьей нынешнего Московского кинофестиваля стала Фанни Ардан - французская звезда мирового уровня. Завтра, на закрытии форума она представит фильм Дзефирелли "Каллас навсегда", в котором сыграла главную роль. Накануне мы встретились с актрисой в Париже, в ее актерском агентстве.

Ее пресс-атташе сказала, что мадам Ардан для зарубежных журналистов всегда планирует лишь одно интервью в год. Догадываемся, почему она выбрала именно нас: мы из той страны, где находится "загадочная славянская душа", так ее интересующая. Актриса обожает русскую литературу и театр, считая их близкими своим философским взглядам на жизнь и творчество.

Фанни Ардан - нетипичная мировая звезда. Она ничего не делает для того, чтобы о ней кричали и писали: не участвует ни в каких рекламных раскрутках, а свою личную жизнь держит в глубокой тайне. У нее идеальный вкус и настоящий французский шарм, она загадочная и необыкновенно женственная, с какой-то магической красотой и горящими любопытными глазами, которые пронизывают насквозь. Она никогда о себе не читает, у нее дома нет даже радио и очень редко работает телевизор. Она занята в самых шумных парижских спектаклях, например, в "Саре", где играет Сару Бернар, или в "Мастер-классе", посвященном Марии Каллас. Наверное, только Фанни действительно по плечу эти образы-мифы. Ее часто приглашали в Голливуд, но, несмотря на самые выгодные условия, она принципиально не соглашалась. Эта интеллектуалка не любит Америку, зато обожает Европу и часто снимается в Италии, Англии, Испании, где лучшие режиссеры предлагают ей роли сильных, страстных, внутренне кипящих героинь с изюминкой. Не боится Ардан и эпатажных ролей - таких, как в фильме "Французские забавы", где она играет заботливую хозяйку "клуба для голубых". А в костюмной комедии о Франции XVIII века "Распутник" выступила в роли авантюристки-шпионки, совращающей молодого повесу Дени Дидро. В украинских кинотеатрах она недавно появилась в фильме Франсуа Озона "Восемь женщин", а на телеэкранах - в сериале о Бальзаке, вместе с Депардье.

Рассуждения Фанни напоминают, пожалуй, лекцию по социологии - сказывается ее первое образование. Ведь она долго боролась со своим желанием актерствовать. Вначале училась в монастырской школе Монако вместе с принцессой Каролиной, там же с удовольствием участвовала в школьных спектаклях. Потом приобрела очень серьезную профессию - политолога и даже в Сорбонне защитила диссертацию об анархизме и сюрреализме. Но призвание взяло свое, и Ардан пошла в частную театральную школу. На сцену она вышла поздно - в 25 лет.


"Мы живем только раз и не имеем права делать то, что не нравится"

- Никто меня не заставлял быть актрисой, и в моей семье нет актеров, хотя именно родители сыграли очень важную роль в моем становлении. Главное, чему меня учил отец - это не что выбрать, а как себя вести в той или иной ситуации. Он научил меня ответственности и чести, которые надо сохранять в любой ситуации, и если вы должны изменять заложенным в детстве принципам, то необходимо менять не себя - личность, а это общество.

- Вы пришли на съемочную площадку из театра и привнесли туда его дух. Были ли такие времена в вашей биографии, когда приходилось ради кино жертвовать театром?

- Когда я долгое время работала в кино, то чувствовала, что мне просто необходимо вернуться в театр, чтобы очиститься. Там будто меняешь свои "батарейки", получая ту эмоциональную силу, которой подзаряжаешься. Ведь на сцене ты надолго остаешься сам с собой. А в кино, даже если понимаешь, что будешь на экране один, - всегда окружен множеством людей и в любой момент тебя могут остановить.

- У актрисы Жанны Моро есть такое высказывание: "Во мне есть тысяча женщин, и хватит фантазии на всех". Вы можете подписаться под этими словами?

- Это очень красивые слова, но я не уверена, что могу под ними подписаться. Я сказала бы иначе: "Во мне нет тысячи женщин, во мне нет вообще никого. Но в любой момент я могу родить любую женщину".

- А какая героиня дала вам толчок для переосмысления себя сегодняшней?

- У меня была роль в пьесе Пиранделло "Как ты хочешь", и ее лейтмотив: "Я буду такой, какой ты хочешь меня видеть". Я тоже считаю, что мы всегда такие, какими нас хотят видеть. Женщина такая, какой ее хочет видеть любимый мужчина. Актриса - какой ее желает видеть режиссер. И если завтра режиссер захочет, чтобы я была розовая, маленькая, или беленькая - я буду такой. Но это касается любви и творчества, но не общества и нас в нем. Оно всегда желает видеть нас тихими, сговорчивыми, исполнительными, вовремя отдающими налоги, не курящими, не шумящими ночью. Поэтому всегда необходимо сохранять свою индивидуальность относительно общества, заставляющего работать локтями и делать другие несимпатичные вещи.

- Вы никогда не играли проходные роли, даже если роль была небольшой. Какой нужно иметь внутренний компас, чтобы чувствовать этот уровень?

- Это ощущение возникает, когда читаешь сценарий и уже понимаешь персонаж. Или сталкиваешься с новой интересной историей, увлекшей тебя, или какой-то совсем новый неизвестный тебе характер и желание его понять. А если роль мне неинтересна - просто не буду ее играть. Я считаю, что мы живем только раз и не имеем права делать то, что нам не нравится.

- А есть героиня, которую вы не любите как персонаж?

- Я не люблю женщин власти с металлическими интонациями. По мне лучше сыграть роль убийцы.

- Вы отдаете свою энергетику зрителям, но ведь должен же быть и источник обновления. В чем он?

- В нашей актерской работе удивительно то, что мы живем очень концентрированно. В театре это происходит в течение двух часов, в кино - двух месяцев - ты очень интенсивно проживаешь чью-то жизнь. Это удивительно, когда утром просыпаешься и говоришь: "Сегодня во время съемок я скажу фразу: "Самое важное в жизни - это любовь". И ты можешь это сказать и вложить в эти слова, пережитые лично тобой, чувства и эмоции, и тебя, актера, все слушают. Это дорогого стоит.


"Без любви наша кардиограмма была бы ровной, что означает смерть"

- Когда смотришь ваши фильмы, особенно фильмы Трюффо, появляется странное ощущение: существует дуэт и, вместе с тем, - соло женщины, которая главнее мужчины. Можно ли так сказать?

- Действительно, считается, что во французском кино в центре внимания всегда женщина: которую красиво любят, которую плохо любят и которой не хватает любви. В таком смысле, конечно, можно говорить, что женщина играет свое определенное соло в этих дуэтах. Мне кажется, что даже роль второстепенную надо сыграть так, чтобы зрители увидели в ней целую историю жизни.

- Вас когда-то в молодости спросили: "Кем вы хотите быть?", а вы ответили: "Я хочу быть против". Что означает "быть против"?

- "Быть против" для меня означает быть живой. Сегодня я говорю одно, а завтра могу сказать что-то противоположное. И никогда не быть в согласии с обществом, всегда быть против чего-то, чтобы иметь право высказываться о том, что я думаю.

- В пьесе Чехова "Чайка" вы хотели играть не Нину Заречную, а Треплева. То есть и тут дух противоречия. А кто из ваших героинь больше всего против?

- Очень приятно, что вы вспомнили эту пьесу, потому что еще когда я была девочкой, то находилась под большим влиянием русской литературы. Кстати, мой любимый персонаж - князь Мышкин в "Идиоте" Достоевского. Вот он тоже все время был против. Почему его называли идиотом? Потому что он был не нужен своему обществу. Но думаю, если бы такой князь Мышкин возвратился, скажем, в Америку, то его бы там так же называли идиотом. И такие романтические героини, как Эмма Бовари или Анна Каренина тоже не могут быть в обществе, где есть муж, дети, семья, уютный домик. Они вообще не могут так жить.

- Мадам Ардан, как, на ваш взгляд, соотносится творческая и личная жизнь актрисы?

- Что касается профессиональной карьеры, то это какая-то постоянная борьба за то, чтобы делать лучше и лучше. И ты, работая над собой все 24 часа в сутки, можешь выйти на высший уровень карьеры. А любовь - это прямая оппозиция нашей работе. Ты ничего не можешь сделать, так как она неожиданно приходит и так же неожиданно уходит. Даже если в своей профессии ты делаешь что-то супер, любовь не идет параллельно. Любовь - это как удар каблуком, который превращает вас в больного человека. Конечно, щадя себя, можно было бы где-то спрятаться от этой беды под названием "любовь". Но тогда было бы очень грустно и неинтересно жить, и наша кардиограмма была бы ровной - а это означает смерть. Лично я - человек порывов, не умею ничего выгадывать и просчитывать наперед, тем более в чувствах.


Из личных наблюдений

Самым главным мужчиной в жизни Фанни Ардан можно назвать режиссера Франсуа Трюффо, который открыл ее для кино во французской классике - "Соседке" и "Веселеньком воскресенье", подарив партнерство с Депардье и Трентиньяном, а потом надолго стал ее любимым мужчиной и отцом дочери Жозефины. И хотя они долго жили вместе, его женой она так и не стала, Франсуа свою законную жену никогда не оставлял. Ардан очень тяжело пережила смерть своего "Пигмалиона" почти двадцать лет назад.

Имена двух остальных дочерей Фанни взяла из классической французской литературы: старшая Люмир и младшая - Балладин. Она любит ужины с ними, любит менять парижские квартиры (так меньше привязанностей), любит с головой уходить в сложный характер своих героинь, да так, чтобы не заметить смены времени года. Актриса не любит говорить о своих мужчинах и никогда не стремилась замуж, боясь разочарований.



- У вас три дочки. От чего бы вы хотели их уберечь, и, наоборот, от чего не хотели бы?

- От всего. Мы в этой жизни уже научились бороться против ее нежеланных сюрпризов, и нам ничего не страшно. Но мамой быть просто ужасно, потому что когда есть дочки, хочется их предостеречь от всех возможных и невозможных несчастий. Мы понимаем, что это невозможно, и они обязаны сами через все это пройти - но все равно... Мне, например, не хотелось бы, чтобы они переживали какие-то сердечные травмы. И вместе с тем, я бы пожелала своим дочерям иметь страсть. Это может быть страсть к работе, к любимому мужчине. Но не хотела бы, чтобы дочери просто шли за каким-то мужчиной и были лишь его тенью. Они должны иметь свое собственное место в этой жизни.

- Что нужно делать, чтобы, как вы, с годами сохранять молодость?

- Мы ведь сохраняем не молодость, а любовь к жизни, потому бежать за молодостью и временем - это, действительно, зря тратить его. И не страшно стать бабушкой. Когда ты берешь этого ребенка в свои объятия, то чувствуешь что-то удивительное. И не стоит бояться, если скажут: "Она уже не молодая". Я думаю, что смелость и дерзость - это и есть мужество старости. Это значит сказать: "Я старая женщина. Ну и что же?" Мне кажется, это даже возбуждает, когда ты так равнодушна к своему возрасту. Поверьте, никто не сможет забрать то, что вы уже пережили, и не стоит даром растрачивать то, что вам осталось.

- А если себе представить такую ситуацию: Париж, утро, туман. И перед вами все ваши героини. К кому у вас было желание подойти?

- Я очень сильно прочувствовала Матильду в "Соседке". А еще Марию Каллас, одну из последних моих героинь. Я ее играла на сцене и вот только что в кино. Но, на самом деле, нельзя никого исключать, так как все они были частью моей жизни. Мне запомнились слова Каллас: "Вы должны выходить на сцену, как будто обнаженная, и представляете себя на суд публике. Тут уж никаких поблажек!"


Из личных наблюдений

Когда великий Франко Дзеффирелли задумал свой фильм "Каллас навсегда", то безуспешно искал исполнительницу великой дивы среди певиц и уже в полном отчаянии вспомнил, что в спектакле Романа Поланского "Мастер-класс" роль Каллас играет Фанни Ардан. "И в тот момент, когда я с ней повстречался, я понял, что она - именно то, что нужно, и немедленно в нее влюбился", - вспоминает Дзеффирелли. И когда английской и мировой звезде Джереми Айронсу (довольно частому партнеру Ардан) сказали, что в фильме будет сниматься Фанни, он сразу же согласился: "Я готов все бросить, чтобы работать с Ардан". А она на съемках так впечатляла великого Дзеффирелли, что он забывал говорить "стоп" и плакал от восторга.



- Вы человек эмоциональный и, наверное, знакомы с депрессиями. Как вы выходите из них?

- (С иронией). Да, это любимое занятие. Когда чувствую, что уже тупик, то часто из него выводит сама работа. Или начинаю собственную психотерапию: отмокаю в ванне, слушаю классическую музыку, читаю любимые книги. Это часто наталкивает меня на поток слез, который я выплескиваю не боясь. Потом "чищу перышки" и… вперед!

Уже расставаясь, Фанни сказала, что мечтает приехать в нашу страну. Мы ждали ее, чтобы еще раз сказать этой божественной женщине: "Бонжур, мадам!" Но, наверное, появилась новая героиня, в которую актриса влюбилась...

Галина ВИДОВА
Сегодня
28.06.2003

Hosted by uCoz