В партнера всегда лучше влюбляться,
чем его ненавидеть
 


Фанни Ардан, открывая ретроспективу своих фильмов в Киеве во время Дней французской культуры в Украине, призналась: «Если бы мне в мои пятнадцать лет сказали, что я буду сниматься в кино и приеду в Киев представлять свои фильмы, я бы подумал, что это просто сказка. Но эта сказка вдруг осуществилась…»

Она сказала это очень искренне, потому что вообще все делает именно так. Иначе она не была бы Фанни Ардан – пожалуй, самой нетипичной звездой мирового кино. Недаром перед ее приездом в Киев местным журналистам даже устроили обзорную лекцию о ней, так как многие годы имя Ардан очень редко встречалось в масс-медиа.

Прошлым летом она была почетной гостьей Московского кинофестиваля, где ее вовсю фотографировали с Никитой Михалковым и вручили почетную премию Станиславского «Верю!» Кстати, у интеллектуалки Ардан, которая просто обожает русскую литературу и музыку (ее любимый литературный герой – князь Мышкин из «Идиота» Достоевского) во время вручения этой премии выступили слезы, и она лишь произнесла: «Это тоже является ответом на вопрос, который всегда задают актрисе: «Не прошла ли ваша жизнь стороной, потому что вы посвятили ее театру и кино?» Премия Станиславского отвечает за меня на него. Мы не тратим попусту свою жизнь – мы делаем то, что предназначено: живем».

А живет актриса в доме престижного 16-го парижского округа, из окон которого видна Эйфелева башня. Живет в своем мире, независимом и свободном, по своим личным законам, не оглядываясь на других, не думая о всех этих мелких, суетных вещах, как имидж, пиар, карьера. Ее жизненные кредо – «завтра будет лучше» и «я - против», а ее мир – театр, кино и три дочки (старшая уже сделала Ардан бабушкой). С театральной сцены она начинала (в кино Фанни пришла довольно поздно – почти в 30 лет), ее никогда и не оставляла, но все чаще, свободно владея английским, итальянским и испанским, колесит по любимой Европе, снимаясь в фильмах лучших режиссеров. На работу соглашается только если ей очень нравится роль. И вот тогда уже отключается от мира и бросается в омут съемок: у Этторе Сколы в «Семье», у Шлендорфа в «Любви Свана», у Антониони в фильме «За облаками» или у Дзеффирелли в «Каллас навсегда». Она не обременена наградами. Когда-то за «Соседку» номинировалась на «Оскар», но не получила его. А своего «Сезара» увидела только под 50 – за роль блистательной эпатажной хозяйки ночного гей-клуба в фильме «Французские забавы» (или «Слегка голубой»).

В Киеве с журналистами Ардан общалась дважды: в аэропорту и на пресс-конференции. И сразу обаяла даже неисправимых циников. С настоящим французским шармом, загадочная и необыкновенно женственная, с какой-то магической красотой и умными бархатными глазами, то грустными, а то горящими любопытством, она «взала» тяжелую журналистскую аудиторию точностью и образностью мысли, находчивостью и дипломатичностью. И когда ее слушаешь, вспоминаешь слова ее любимого мужчины и «кинокрестного» режиссера Франсуа Трюффо: «Она пришла из несуществующей страны». Недаром Фанни сама не раз признавалась, что в ее жизни есть место тайнам и загадкам.

«Я всегда была защитницей беспорядков»

- Благодаря голубому небу у меня хорошее настроение. И я всегда рада дотрагиваться до земли, с которой еще незнакома. Но я, в отличие от Жерара (Депардье, который почти месяц назад тоже был в Киеве. – Авт.), ничего не знаю об Украине. Конечно, я читала в романах, сколько вам пришлось пережить в годы Второй пирровой войны и что ваша земля очень богата. Я еще знаю, что в украинском кино раньше были славные традиции. Может быть, и мое присутствие здесь во время фестиваля даст какую-то надежду на то, что и украинское кино возродится.
Я испытала большие эмоции, когда оказалась на сцене вашего большого оперного театра. Ведь актеры всегда переполнены сомнениями и как будто перемещаются в темноте, и наибольшая награда для нас – это пережить какую-то благодарность за все те ужасы, с которыми мы приходим к какому-то успеху.

- Что для вас важнее – быть актрисой или звездой?
- Разница между звездой и актрисой – как между мылом и духам. На самом деле духи – это роскошь, а без мыла ты не можешь прожить ни дня. Точно так же быть звездой – это роскошь, а актрисой – каждодневная работа. Думаю, что настоящее актерство – это загадка. Причины, по которым ты становишься актером, совершенно непонятны, хотя лично я всегда считала, что мотором для актера есть удовольствие. А самая большая опасность – это потерять свою душу.

- А есть такие жертвы, на которые вы никогда не пойдете во имя кино?
- Знаете, я всегда была защитницей беспорядков и считаю, что нужно поступать так, чтобы в твоей жизни сосуществовали только те вещи, к которым ты испытываешь страсть. Поэтому у меня жизнь была неспокойной, но зато очень интенсивной. И каждый раз я иду на съемки с улыбкой. Но потом, уже задним числом, вижу, что иногда казалось бы успешные картины бывают провальными. Но все равно я не жалею, потому что во время съемок я всегда была счастливой.

- Не приходилось ли вам и в жизни влюбляться в вашего партнера по фильму или спектаклю?
- Я думаю, что самые «больные» любовные истории – когда ты считаешь, что просто истратил себя зря. И поэтому стараешься влюбляться как-то по-детски. Это значит, что не хочешь ничего после этого строить. И когда два месяца подряд смотришь на одного и того же актера, он всегда на это время становится самым главным человеком в твоей жизни. Но это ничего общего с настоящей жизнью не имеет. Я всегда верила, что то, что ты делаешь с любовью, намного сильнее того, что ты делаешь с ненавистью. Поэтому в партнера всегда лучше влюбляться, чем его ненавидеть, так как все равно где-то в какой-то момент камера что-то «украдет» и выдаст тебя.

- Какой фильм в вашей карьере стал определяющим?
- Мой дебют в кино – «Соседка». Потому что в то время в актерском труде все было достаточно регламентировано: ты либо театральная актриса, либо теле- или киноактриса – надо было выбирать. Я, долгое время будучи театральной актрисой, думала, что уже никогда не стану сниматься в кино, а благодаря «Соседке» стала и киноактрисой. Знаете, все, что ты любил, все равно никогда не забывается. Сам факт, что я сыграла эту роль с Жераром Депардье, до сих пор для меня памятен. Но мне повезло – я вместе с ним играла еще в нескольких фильмах.

ЗА КАДРОМ
Ее ключевое слово – «страсть»: к ролям, к мужчинам, к жизни, в конце концов. А какие партнеры» Витторио Гассман в «Бенвенуте» (где Ардан играет влюбленную в него пианистку) или обольстительный Венсан Перес в костюмированном «Распутнике» (где актриса в роли шпионки-аферистки). А Джереми Айронс (в «Любви Свана», «Австралии» и «Каллас навсегда»), Бельмондо в «Дезире». И, наконец, Жерар Депардье – ее партнер по «Соседке», «Бальзаку» и только вышедшему фильму «Натали», после которого и пошли слухи…


- Госпожа Ардан, сегодня вся французская пресса взбудоражена предположениями о вашем романе с Депардье. Пожалуйста, лучше сами их подтвердите или опровергните.
- (Улыбаясь.) Уж действительно правда, что украинцы всегда в курсе всего – не знаю, как вы это успеваете? Но могу сказать то, что Жерар является одним из главных людей в моей жизни. Иногда журналисты лгали, иногда они были пророками…

- А сколько было дублей в вашей знаменитой сцене с Катрин Денев в фильме «8 женщин» и что вы при этом чувствовали?
- Мы с Катрин были очень робкие, а дублей было мало. И я помню, что когда я лежала на ней, то все время ей говорила: «Знаете, я не такая худая».

- А как обстоят дела с кинопроектом “Paris, je t’aime”, где предполагался ваш режиссерский дебют?
- Этот проект появился, как подарок. Один продюсер предложил разным режиссерам двадцать разных любовных историй, действие которых будет происходить в двадцати округах Парижа. Когда мне предложили поучаствовать, я возразила, что я не режиссер, но мне сказали: «А вы попробуйте!» и вдруг, я поняла, что вокруг меня будут такие великие режиссеры, как Годар, братья Коэны, Вуди Ален, мне это показалось таким сумасшедшим делом – и я согласилась. Придумала историю, а потом пришлось ждать, пока картину профинансируют. А когда появились первые деньги, уже наступила осень, и пришлось пережидать, потому что мне нужны были деревья с зелеными листьями, так как они – в центре этой истории. Поэтому может я сниму этот фильм через пару месяцев.

- Ваше мнение о сегодняшнем французском кино. Критики говорят, что сегодня оно в кризисе?
- У меня нет мнения о французском кино, так как с самого начала моей карьеры мне все время говорят, что оно в кризисе. Но я абсолютно убеждена, что французское кино очень живое. Может, оно с трудом экспортируется, но нельзя забывать о том, что это третья страна в мире по количеству произведенных фильмов. И это правда, что наше кино развивалось и развивается благодаря помощи и поддержке государства. Вообще, национальному кино всегда должно помогать государство.

- А в каком фильме вы сейчас снимаетесь?
- Скоро поеду на испанский остров и буду сниматься в фильме французского режиссера Бенуа Жако.

«Я строила себя»

- Часто ли приходилось жертвовать детьми ради карьеры?
- Знаете, такие итоги своей жизни я до сих пор не сделала. Я всегда была в большом беспорядке, и, наверное, кое-что в и в своей жизни, и в профессии проваливала. Ноя, как и Эдит Пиаф, могу сказать: «Ни о чем не жалею».

- Откуда такие необычные имена у ваших дочерей: Люмир, Жозефина и Баладин? И еще. Жозефина занималась криминалистикой, ее гены еще не «взбунтовались» - не подумывает ли она об искусстве?
- Имена я давала под влиянием приключенческо-романтических впечатлений. Люмир в старом французском языке означает «свет». Жозефина – это в честь певицы Жозефины Бейкер, а Баладин – польское имя, которое я впервые встретила в известном французском романе. А по поводу занятия Жозефины… Считаю, что криминалистика – изучать преступления человека – это одно из высших искусств.

- А дочери часто с вами советуются, например, по поводу одежды или макияжа?
- Единственное, что я им старалась передать – это чувство свободы. А макияж приходит как раз со свободой.

- Скажите, вам как матери нравятся возлюбленные дочерей, вы критикуете их выбор?
- Конечно, у меня есть свое мнение об их возлюбленных, но пусть дети живут своей жизнью. Стоять рядом с ними нужно тогда, когда вдруг все пойдет плохо.

- Госпожа Ардан, оказавшись вне съемочной площадки, вы продолжаете играть?
- Я не знаю, играю ли я какой-то свой персонаж вне сцены, но я точно играю, потому что отношения с обществом – всегда игра. Надо играть, чтобы быть вне досягаемости. А печаль и темные дни надо утаивать от всех дома в закрытой комнате.

ЗА КАДРОМ
Что касается отношения Ардан к браку, то она часто вспоминает сказанное ей Грейс Келли – бывшей звездой Голливуда, принцессой Монако и мамой ее подружки по школе: «Не думаю, что все женщины непременно должны выходить замуж. Я не феминистка, но мне кажется, что стремиться к браку во что бы то ни стало – неверно…» Сама Фанни как-то сказала: «Я люблю большие семьи, но не люблю супружеские пары… Получить благословение кюре – словно подписать контракт. А любой контракт – это сделка. Любовь к этому не имеет отношения, я это знаю точно». Она, действительно, это знает, так как пережила очень трагическую историю любви. Целый год на ее глазах умирал любимый ею человек – режиссер Франсуа Трюффо, а она в это время выносила и родила их ребенка. Этот год Фанни потом назвала самым ярким, насыщенным и страстным в их жизни. А всего им судьба отпустила пять лет, за которые «родилась» кинозвезда (Трюффо снял «Соседку» и «Веселенькое воскресенье») и мудрая женщина Ардан. А начиналась эта любовь с телефильма, в котором он ее увидел. «Невероятно! Я влюбился в вас по телевизору! Телевизионная любовь с первого взгляда!» - шутил потом Трюффо.


- Что для вас общение с журналистами? Как известно, вы не очень их жалуете?
- Это возможность отвечать на вопросы, которые мне никогда и никто не задает, кроме них. Например, никогда не задаст мужчина за столом.

- А о чем вас спрашивают мужчины, с которыми вы ужинаете в ресторанах?
- Я их слушаю.

- А сами вы любите смотреть кино как зритель?
- О да, как только я не снимаюсь, хожу в кино. Самое большое удовольствие, когда я в отпуске – никуда не ездить, оставаться в Париже и ходить по кинотеатрам.

- Вы удивительно хорошо выглядите. Ваши секреты молодости и как вам удается находиться в гармонии с самой собой?
- Нет, нет, это не так. Я ведь в юности вообще считала себя уродливой девушкой. И строила себя. А что касается гармонии, то могу сказать: «Гармония меня не интересует».

- Что вас в сегодняшней жизни радует и вдохновляет?
- Момент. Я часто отстаиваю мысль: «Жить надо как перед смертью». Поэтому все, что происходит – стоит свеч.

Галина Цымбал
Сегодня
6 апреля 2004

Hosted by uCoz