Тайна великого таланта  


Фанни Ардан - в Москве, на кинофестивале. Именно ей вручили приз "Верю! Константин Станиславский", которым отмечают значительный вклад в актерское мастерство. Именно ее самой последней работой закрывали Московский кинофестиваль вчера вечером, а сегодня кинолента "Каллас навсегда", где Ардан блестяще исполнила роль великой оперной дивы Марии Каллас, выходит на московские экраны.

Ардан с фильмом "Соседка" Трюффо покорила публику. Будучи уже зрелой актрисой тридцати с лишним лет, она ворвалась в кино, как гурия - роскошная, опасная, безумная в своей преданности работе. Зритель был покорен и возвел Ардан в ранг дивы - порочной, фантастически прекрасной и непредсказуемой.

Представить Ардан юной актрисой невозможно - она, казалось, всегда была зрелой, неукротимой и запредельно сексуальной - такой невозможно стать в двадцать, это дано только после тридцати. Тогда она и вошла в мировое кино, и каждая роль стала событием, подарком - будь то шпионка-любовница в "Либертине", начальница рая в комедии "Нет вестей от бога" или таинственная звезда оперной сцены Мария Каллас. Сама Ардан с улыбкой признается:

- До тридцати я была театральной актрисой. Мне доставались роскошные роли - я играла в пьесах Расина, древнегреческих трагедиях. Вот только никто тогда меня не замечал. Франсуа Трюффо - человек без комплексов, он буквально выудил меня из популярного телесериала и пригласил играть в "Соседке".

Этот фильм, попавший на экраны СССР в 1981 году, был потрясением - любовные безумства героя Жерара Депардье, откровенные сцены и непривычно сильный для любовной мелодрамы сюжет. Фанни улыбаясь говорит, что, несмотря на обилие откровенных сцен, она ни секунды не сомневалась - это ее роль:

- Трюффо спросил меня: есть ли вопросы после прочтения синопсиса. Я сказала "нет". Когда дебютируешь в большом кино с таким партнером, как Депардье - это здорово помогает...

Фанни улыбается и жестикулирует. Вспоминает, что Трюффо открыл ее комедийный талант:

- Я люблю похохотать. Но в комедиях предпочитаю роли чрезвычайно серьезные - в этом особая изюминка.

Фанни как-то призналась, что еще любит поплакать. Но делает это, закрывшись в ванной. На людях она - истинная звезда, улыбчивая, одетая изысканно просто, с гривой роскошных черных волос. Истинная француженка, она знает все оттенки страсти - после той же "Соседки" она подарила режиссеру Трюффо дочку Жозефину. Сегодня у нее три дочери и она имеет жесткое определение любви:

- Для меня нет ничего важнее работы. Я отказалась от личной жизни ради актерского ремесла. Что же касается любовной страсти - все нужно испытать в жизни. Я думаю, что в мои пятьдесят страсть не так опасна, как в двадцать.

Она поправляет локоны, вертит на мизинце огромное кольцо - пучок серебряных стеблей, прильнувших к телу феи. Ардан так хороша в свои пятьдесят три, что понимаешь - и через двадцать лет она будет сводить с ума своей по-девичьи изящной фигурой ("Я почти ничего не ем"), элегантным черным с бахромой костюмом от Шанель ("Черное - цвет страсти и искусства") и печальными глазами богини, знающей наперед, что должно случиться в этом смешном людском мирке. Фанни признается:

- Я боюсь старости больше, чем смерти. Нельзя цепляться за мир вещей. А судьбе нужно не то чтобы покориться, нет, надо нырнуть в эту стихию, понимая, что все определено свыше.

Она играла Каллас в театре, затем именно ее - таинственную, красивую и страстную - выбирает культовый режиссер Франко Дзефирелли на роль оперной звезды, с которой он был близок немало лет. Ардан вспоминает о съемках:

- Конечно, Дзефирелли не рассказывал о Каллас все, что знал. Мы играли историю- сказку, которая могла бы раскрыть тайну великой певицы, показать ее сущность. Она отрешилась от всего мира навсегда после того, как потеряла голос. Кто-то говорил, что это случилось потому, что Мария просто не занималась ежедневно. Я же считаю, что это тайна судьбы великого таланта. И кто знает - было бы лучше, если бы старенькая, лет семидесяти Каллас все еще пела бы на подмостках?

-Дзефирелли заказывал музыку для "Каллас навсегда" Кочанте, но песни так и не вошли в фильм. В результате их исполняют теперь в мюзикле "Нотр-Дам". Почему режиссер отказался, к примеру, от хита мюзикла - "Belle"?

- В работе над фильмом Франко понял, что должны звучать только старые записи Каллас, такие как "Кармен". Поэтому он отказался от первоначального замысла, убрал всю музыку, которая написана после завершения карьеры певицы.

Фанни сама похожа на Каллас - бескомпромиссная фаталистка, готовая продать душу за ремесло. Она из тех женщин, которым подвластен этот мир. Ардан, коснувшись меня рукой, говорит, понизив голос:

- Быть мужчиной легко. Надо просто соблюдать стереотипы это мира, который по определению мужской...

- А женщиной?

- Женщина - это земля, что-то глубокое, таинственное, страшное в своей непостижимости.

Как женщина она позволяет себе все - к примеру, опаздывать на прямой эфир "Эхо Москвы". Алексей Венедиктов пытается всех растормошить, рассказывая, что Билл Клинтон (в отличие от некоторых) приехал на интервью гораздо раньше эфира. Все улыбаются и созваниваются со свитой кинозвезды - вот она причесалась, ее наконец одели, закончен макияж. В эфир вместо Ардан "забрасывают" Дмитрия Диброва, ждущего интервью с кинозвездой. Актриса врывается в эфирную студию с опозданием на сорок минут. Ведущие Ксения Ларина и Витта Рамм забрасывают француженку вопросами. А рядом - восторженные лица журналистов - от старенького фотографа до юной секретарши. Все говорят только одно:

- Боже, как же она ослепительно хороша!

Юлия Малахова
Российская газета
30 июня 2003

Hosted by uCoz