Французское кино не зашло в тупик,
просто сезон неудачный
 


На Московском Кинофестивале Фанни Ардан представляла фильм о знаменитой сопрано. Охотно общалась с прессой, не пряталась за дежурную вежливость и была искренна, насколько позволяет жанр интервью. Как оказалось, французская звезда меланхолична, не любит пересматривать фильмы с собственным участием и рассуждает как древние греки, для которых истории нет, а есть времена и сезоны. О «Калласс навсегда», показ которого начинается в Доме Кино с 1 августа, актриса говорила много и долго.

- Я не стала читать биографии, посвященные ей. У меня был сценарий и несколько снимков. Фотографии иногда красноречивее слов. Меня даже часто спрашивали потом, о чем думала Калласс на фото, где она закрывает глаза руками, или на том, где Онасис целует ей руку и кажется, что эти двое – отшельники. Я часами тренировалась, примеряя ее выражения. Дзефирелли прекрасно помнил Марию, ее жесты, манеры и взгляды на вещи и много мне помогал. Он и Риккардо Тоцци, работавший с Висконти и Пазолини, советовали не уподобляться ей фотографически. Оставить мой нос и брови.

- Основной конфликт фильма звучит так «искусство или технологии». Учитывая, что мастеру восемьдесят и технологии наступают на пятки, у вас не складывалось ощущение, что вы играете самого Дзефирелли?
- Если честно, это не приходило мне в голову. Я была склонна подумать, что Дзефирелли играет Айронс. Может быть, вы и правы. Ведь Франко снимал не биографию, скорее песнь о любви. Поэтому образ Марии мало совпадает с реальной певицей. Это, если угодно, ее идеальная проекция. Франко чувствовал свою вину за то, что не был с ней в те последние годы.

- Вы второй раз встречались с Джереми Айронсом на съемочной площадке. Как вам опыт?
- На то он и второй, чтобы быть легче. С партнером, с которым встречались раньше, играть легко, пропадает стеснение, забываешь про камеры. Есть возможность выиграть время. Моим первым партнером был Депардье. Это было очень трогательно и вызвало бурю эмоций. Сейчас я уже так не волнуюсь, играя с Жераром.

- А как вам было сниматься у Озона? В его большом «кукольном доме»?
- По правде говоря, я не люблю женские колонии. В детстве я не ездила в летний лагерь, и у меня самые отвратительные воспоминания от пансиона. Но персонаж Пьеретты мне нравился. Авантюристок играть как минимум интересно, тем более таких двусмысленных.

- Что было легче – Пьеретта или Каллас?
- Конечно Пьеретта. Эта роль – как шампанское, легкое упражнение в стиле. С Калласс сложнее, эта роль требовала неимоверных физических усилий.

- Что нужно сделать режиссеру, чтобы Фанни Ардан снялась в его фильме?
- Как минимум написать хороший сценарий.

- Нет такого режиссера, у которого бы вы согласились сниматься, не читая его?
- Ни одного.

- Что вы думаете о французском кинематографе? Многие считают, что он переживает не лучшие времена.
- Я не критик, и мне всегда казалось, что в искусстве, как и в жизни, есть времена и сезоны, удачные и неудачные годы.
Я далека от того, чтобы считать, что французское кино зашло в тупик. Никакого кризиса нет. Просто сезон неудачный. Скоро пройдет. Истории нет: есть времена и сезоны.

Вика Смирнова
Журнал 100% Красный
31.07.03

Hosted by uCoz