Интервью Фанни Ардан  


- Каковы были Ваши первые чувства после прочтения сценария?
- Сценарий меня совершенно очаровал по нескольким причинам. Он рассказывает реальную историю. Он захватывает нас, и нам хочется узнать, как же он закончится. Для начала в нем присутствует тема измены, ситуация знакомая каждому, включая и меня саму. Это типичный французский сюжет, неблагоразумный поступок, но жена отнеслась к этой ситуации, как будто ей вонзили нож в сердце. Мне также очень понравилось то, что в отношениях этой пары присутствует такая острота. Мне очень понравился борющийся характер Катрин. У сильных любовных отношений есть свои сложные периоды, свои кризисы, и обычно люди закрывают глаза на подобные обиды. Но эти компромиссы не могут убить любовное чувство, которое связывает эту пару. Когда Катрин узнает, что ее муж неверен ей, она могла бы отнестись к этому, как обычная женщина, и сказать себе: "Не я первая и не я последняя. Я смирюсь с этим и просто переверну страницу". Но Катрин отказывается запираться в комнате ожидания смерти. Никогда не сдаваться - вот основное человеческое качество.

- Вы понимаете эту женщину. Вы ей симпатизируете?
- Да. Я никогда не могла бы ассоциировать себя с женщиной, которая в подобной ситуации руководствовалась бы жадностью, амбициями или сексуальной фрустрацией. Эта женщина, которая существует только ради любви, очень затронула меня своей щедростью. Многие думают, что любовь - это для молоденьких девочек, однако, Катрин является зрелой, успешной женщиной. Это прекрасно, когда любовь поглощает интеллектуалов и искушенных людей.

- Отношения этой пары были очень прочными?
- Они прожили вместе тридцать лет. Они разделяли все, они были как два пальца на одной руке. Мне очень понравилась сцена, когда они встречаются в баре. Позже по сюжету фильма, они вновь разжигают пламя своей любви, выпивая вместе вино, это очень чувственная сцена.

- Как почувствовала себя Ваша героиня, когда узнала, что муж ей изменяет?
- Это был как удар грома для нее. Это просто ужасно узнавать, что твой супруг изменяет тебе, в то время как ты ничего и не подозревала. И это было еще ужаснее, когда ее муж просто пожал плечами, говоря, что это совершенно нормально, как будто бы это и есть судьба всех долгосрочных отношений. Возможно, он и не был так уж неправ. Пары могут убить свою любовь. Вся литература полна подобными примерами. Мадам Дюра сказала: "Ни один муж не может противостоять незнакомке, которая входит в бар".

- Но для мужчин небольшое любовное приключение по-настоящему не считается!
- В этой истории, это не просто случайная измена мужа, который предположительно является верным, добрым и внимательным супругом. Эта женщина с горечью узнает, что после двадцати лет, проведенных вместе, она никогда не имела доступ к сексуальной стороне своего мужа, да и к своей сексуальности тоже. И это было для нее шоком. Именно поэтому она позволяет себе начать отношения с Натали. Сексуальность развивается. Достаточно странно, несмотря на то, что мы живем в эпоху полной сексуальной свободы, когда порномагазины находятся на каждом углу, у многих пар по-прежнему создаются лицемерные и хрупкие отношения, наполненные всяческими табу.

- Как Вы объясняете ее реакцию на "предложение" Натали ее мужу?
- Это не был полностью предумышленный поступок. Она вдруг поняла, что разговаривает с девушкой в баре, куда случайно зашла. Она говорит Натали: "Я думаю, что ты показалась бы привлекательной моему мужу. Я заплачу тебе, но ты должна мне все рассказывать". Соглашение носит несколько извращенный характер, так как оно имеет сексуальный и скрытый оттенок. Но она настаивает на том, чтобы девушка все ей рассказывала, в обратном случае, ей придется молить о чуде.

- Характер Вашего персонажа очень сложен. Это не просто история женщины, которая решила отомстить.
- Да, это правда. Я часто размышляла о том, как люди начинают сомневаться в себе, когда их жизнь начинает рушиться. Когда муж обманывает свою жену, она начинает ругать себя, говоря: "Это все из-за того, что я недостаточно хороша в постели. Я плохо одетая домашняя хозяйка - неудивительно, что он пошел искать удовольствий на стороне". Редко можно услышать: "А достаточно ли я любила его? Может быть, я его слишком много пилила?" Встретившись с Марлен, Катрин входит в совершенно иной мир, мир, который она не понимала. Ей было очень сложно выражать свои сексуальные чувства. Она слушает рассказы другого человека, и эти сексуальные переживания приводят ее в панику. И это великое чудо кино и литературы - вас может очень глубоко затронуть история мадам Бовари, но вы никогда не сможете создать сюжет, придуманный Флобером!

- Значение эротических отношений между Натали и мужем Катрин также связано с мужчиной, с которым она вместе спала!
- Тот факт, что Натали так хорошо описывала их отношения, делал их настолько притягательными. Когда ты придаешь чему-то форму, ты либо можешь сделать это очень ценным, либо отбросить это как что-то ненужное. Последствия сексуальных отношений отдаются сильным эхом, и это является одним из самых сильных моментов фильма. Эта женщина не была молоденькой девственницей, которая падает со стула, услышав все эти эротические детали. Они производят на нее сильное воздействие, причиняя смущение и боль. Слова делают предательство ее мужа еще более жестоким и еще больше отдаляют ее от него.

- Нет ли у Вас ощущения, что Катрин приносит жертву?
- Нет. Это вовсе не так, если бы подруга сказала ей: "Я знаю, чем занимается твой муж". Это приносит только страдания и унижения. Пока она контролирует ситуацию и ведет игру, она может терпеть боль своих ран и страданий, но она не оказывается униженной. С точки зрения наших общественных табу многие женщины могли бы сказать: "Мой муж может мне изменять, но не хочу знать об этом". Она хочет как раз противоположного - знать все. И я сомневаюсь, что кто-либо, переживший подобную ситуацию, захочет поступать так же. Можно спастись, только собрав себя в кулак, обладать воображением. Это совет всем обманутым женам!

- В конце Катрин превращает грустную историю в удивительный опыт знакомства с другой женщиной.
- Для нее было очень важно испытать удовольствие с другой женщиной и слушать ее. Сложные отношения между двумя этими женщинами позволили каждой из них спасти какую-то часть своей жизни. Их отношения носят конфиденциальный характер, их влечение не гетеросексуально и не гомосексуально, оно просто сексуально. Катрин выбрала ее не потому, что она была какой-то женщиной, а потому что она была Марлен. Они распахнули эти двери не для того, чтобы болтать о вязании или о приготовлении еды - они были вместе, чтобы обсуждать секс, и обсуждать секс совершенно уникальным образом. Когда они встретились в ночном клубе и выпили мартини, им стало очень хорошо. По мере следования своему плану они помогали друг другу.

- Изначально каждый из трех героев очень одинок.
- Да, и здесь мы ближе всего приближаемся к реальности. Наше общество никогда не говорило о сексуальности так открыто. Будь это на приеме у психоаналитика, в телевизионных ток-шоу, в фильмах, которые становятся все более и более откровенными. Но, самое любопытное, что сексуальность всегда остается чем-то немного тайным, неясным и неизвестным. Наша сексуальная жизнь всегда спрятана, и даже если мы вытаскиваем ее на обозрение публики, она никогда не будет отражением правды. Когда мы стали публично обсуждать тему презервативов, стало очевидно, что большинство молодых людей не использует их потому, что они либо смущаются, либо относятся к ним по-ханжески, и мы не знаем почему. Можно подумать, что люди становятся все более и более свободными. Как бы не так. "Опасные связи" и другие свободные произведения ничего не изменили.

- Находятся ли герои этого фильма в поиске страсти?
- Поиск, на самом деле, является преследованием иллюзии, и именно это преследование, в конце концов, доставляет им удовольствие. Если вновь обратиться к Маргарите Дюра, то она сказала, что желать любви уже означает само по себе обладание любовью. Напряжение, надежда и страсть являются сильнее реальности. Этот фильм об этом. Это французский фильм. Я вновь открыла для себя ту же спрятанную боль Маркизы де Мертель в "Опасных связях". Это тихое страдание в очень красивой форме можно найти в Мариво и людях, которые купаются в своем страдании. Выражения и мысли всегда должны передавать основные желания. Тогда язык достигает идеального уровня. А под руководством Катрин, это становится удовольствием.

- "Ревность является мужским рефлексом", - говорит Катерин. А что является рефлексом для женщин?
- Ревность - это как приз, который предлагается женщинам. Корона любви. Кармен, одна из величайших любовниц на мировой сцене, не была ревнивой. Ревность позволяет открываться самому невероятному поведению. Некоторые люди никогда не признают, что являются ревнивыми. Считая ревность потерей чувства собственного достоинства, они предпочитают скорее умереть, но не задавать ревнивых вопросов своему супругу. Другие без всякого колебания обыскивают карманы и спрашивают "Что это за телефонный номер?". Катрин случайно узнает, что ее муж изменяет ей. С этого момента она становится одержимой. Когда Бернар болтает на вечеринке с молоденькой азиатской девушкой со своей работы, Катрин убеждена, что малейшая улыбка со стороны женщины приведет к тому, что ее муж окажется в объятиях этой женщины.

- У Катрин были собственные любовные похождения. В конце вечера она преследует бармена, чтобы переспать с ним.
- Марлен прививает ей этот вкус свободы. Она пробуждает ее тело, ее желания. Интрижка с барменом никогда бы не случилась, если бы Катрин не попала под соблазнительное влияние атмосферы бара с его девушками, обладающими сексуальными телами. Она сказала себе: "Жизнь не должна быть все время серьезной. Я могу найти себе парня, чтобы повеселиться с ним, если захочу". Ее мотив отличается от мотивов, которые движут ее мужем. К счастью, она не переспала с одним из друзей своего мужа!

- Мы узнаем, что в жизни Катрин была любовь, которая была даже еще сильней ее любви к Бернару.
- В каждой женщине есть что-то от гёрл-скаута и что-то от проститутки. Когда мы узнаем о прошлом Катрин, мы как будто меняем призму в калейдоскопе. Это показывает, насколько мало, на самом деле, мы можем о ком-то что-то знать. Посмотрите, как Марлен отреагировала, когда Катрин рассказала ей об этом - как будто она увидела марсианина в костюме от Кристиана Диора. В этом фильме нет односторонних карикатурных образов, ни муж, ни жена, ни любовница таковыми не являются. Я также подумала, что Юдит Магре была идеальна в роли матери - мы все время осознаем, что в семье присутствует некое безумие! Этот фильм напоминает мне шутку: женщина спрашивает мужчину "Ты хотел бы переспать со мной и сохранить это в тайне или же я не буду спать с тобой, и ты сможешь хвастаться, что мы переспали?"

- Как Вы подошли к исполнению роли вашего персонажа?
- Мы много работали вместе с Анной Фонтейн над тем, чтобы определить до мелочей особенности характеров наших персонажей. Мы не хотели, чтобы Катрин была таким "картонным" персонажем, и мы не хотели, чтобы она потеряла тот налет таинственности. На самом деле, я не знаю своего персонажа хорошо. Оставив все немного в тумане, я могу двигаться с помощью инстинкта и соединиться со своим персонажем на интуитивном уровне.

- Каково было работать с Анной Фонтейн?
- Я люблю работать с режиссерами, которые не подбирают актеров по амплуа. Иначе мы бы просто повторяли одни и те же свои роли. Работая с Анной, актеры чувствуют себя защищенными. Она быстра, язвительна, иронична и визуальна. Она режиссирует в очень чистой манере, ей достаточно использовать одно слово, чтобы исправить какое-то выражение или движение. Наши персонажи были бы фальшивыми, если бы она не руководила бы нами. Хороший режиссер заставляет актеров работать в строгих рамках. Нас заставляют сомневаться и задавать себе самим вопросы на протяжении съемок, но если бы это приносило мне больше удовлетворения, чем боли, я бы не стала этим заниматься. Пара Фонтейн-Фиши - просто потрясающая. Их сценарий был добросовестным и тщательным.

- Расскажите нам о других актерах.
- Эммануэль и я дружим с тех пор, как мы снимались в "Восьми женщинах". Я уже знала, что мне нравилась ее смешение силы и хрупкости. И я была поражена ее потрясающей щедростью. Мне очень нравится работать вместе со щедрыми актерами. Там есть и быстрые взгляды, и эти неожиданные улыбки. Мне очень спокойно вместе с ней. Может казаться, что Жерар присутствует везде, но в то же время он всегда на своем уровне. Он затрагивает в своей игре правду и свои эмоции. Однажды он сделал замечание, которое отложилось у меня в памяти: "Я лезвие травы". Это идеальная аналогия, актеры имеют глубокие корни, как у травы, но в то же время их может унести ветром.

Ольга Корниенко
Пресс-атташе ООО "Киномедия"
14.07.2004

Hosted by uCoz