Главное — не стареть с вышивкой в руках  


Фанни Ардан — одна из немногих актрис, порода которых не вызывает сомнения. Беседовать с ней — особое удовольствие. Французы обожают цитировать ее в популярных журналах. Вот, например, одно из самых растиражированных: “Жизнь будет намного приятнее, если просыпаться чуть позже, тогда вечера будут длиннее”.

В Канне актриса представляет свой новый фильм “Запах крови”, снятый итальянским режиссером Марио Мартоне. Лента рассказывает о трагедии в одной итальянской семье. Карло и Сильвия живут вместе уже много лет. У Карло есть молодая любовница по имени Лю, которую он не особенно скрывает. Сильвия страдает и придумывает роман с незнакомцем.

На интервью “МК”, назначенном на пляже у набережной Круазетт, актриса пришла заранее и встречала расположившись под широким тентом в плетеном кресле.

Тон солнцезащитных очков Фанни Ардан прекрасно сочетался с ее классическим приталенным костюмом светло-песочного цвета от Dolce&Gabbana, изумительно оттенявшим ее красивые каштановые волосы.

— В прошлом году вы были в Канне в составе жюри, а сейчас приехали с фильмом. Какая из ролей вам более приятна?
— Представлять фильм. Честно говоря, я не очень люблю судить, даже фильмы. Как я могу сказать, какой из фильмов лучший и почему нужно дать награду именно этой картине. Я люблю просто смотреть фильмы для своего удовольствия.

— У вашего фильма довольно странное название. Ведь запах крови не очень приятен...
— Да, но это запах жизни и смерти.

— Вы сами выбрали роль Сильвии?
— Однажды я купила книгу в магазине, причем совершенно случайно... Я просто прочитала название, а потом посмотрела на фотографию автора. Его звали Гофредо Паризе. Я подумала: какое интересное лицо, и купила книгу. Прочитала роман взахлеб. И подумала: было бы неплохо, если б кто-нибудь снял по нему фильм. И решила написать письмо вдове писателя, художнице Жозетте Фийороне. Спустя какое-то время мы встретились и долго разговаривали. Когда режиссер Марио Мартоне написал сценарий и отослал его Жозетте, она рассказала ему о нашей встрече, а также о том, что я хотела бы сняться в роли Сильвии. И он воскликнул: “Фанни Ардан? Именно о ней я думал, когда писал свой сценарий!”

— Что именно заинтересовало в ее образе?
— Сильвия продолжает любить Карло, но, вместо того чтобы остаться дома и ждать его звонка, она отправляется искать трудности. Почему? Для нее это как прощание с оружием. Ей трудно находиться одной в доме, трудно привыкнуть к одиночеству. Она познала с Карло любовь, жизненные удовольствия. Но она не из тех, кто закрывает глаза на интриги, не хочет стареть с вышивкой в руках...

— С режиссером было полное взаимопонимание?
— Он хорошо знает, чего хочет. Марио очень умный и грамотный режиссер. Я полностью ему доверяла. А это редкое явление, потому что доверять — это ведь идти на риск.

— В картине есть довольно смелые интимные сцены. Вам было легко сниматься обнаженной?
— Конечно же, я боялась. Я все время думала как Гамлет: “Быть или не быть”. Возникло такое напряжение, как во время холодной войны между Россией и США. Но вместе с тем это меня возбуждало. Я любила и понимала Сильвию. Мне все было ясно в ней. Я не хочу сказать, что это далось мне легко — я имею в виду интимные сцены в фильме, но я знала, что мне делать. Хотя я отдаю себе отчет в том, что пожилые дамы будут шокированы.

— Съемки проходили в Италии?
— Да. Автор был влюблен в Рим, и действие происходит именно там. В этом Вечном городе. И я даже говорила по-итальянски. Впервые в жизни! Режиссер говорил: “Мне наплевать, если ты ошибешься, самое главное, чтобы ты говорила быстро. Можно говорить превосходно, но медленно, а это теряет смысл сцен”. Ну, в общем я очень старалась и много времени провела с учителем. И затем, когда мы все пошли в один ресторан в Риме и я сделала заказ на итальянском, то, можно сказать, таким образом сдала экзамен. Итальянцы меня понимали. Но я все равно еще долго шлифовала произношение.

— За время съемок вы даже стали похожи на итальянку, так жестикулируете...
— Да нет, еще мама делала мне замечания в детстве (смеется, а потом делает серьезное лицо и говорит строгим голосом): “Не говори жестами, дочь моя”. А мне нравится!

— Вам больше нравится играть в театре или сниматься в кино?
— Я особенно никогда не выбирала. Просто в кино свои приемы, нужно всегда быть с хорошим макияжем — чтобы красиво выглядеть в кадре, там важен свет, можно переиграть неудачную сцену. Тогда как в театре ты остаешься сам с собой, и успех зависит только лишь от тебя одного. Театр — особая магия, которая мне очень близка. Когда-то давно я была восхищена игрой Шона Коннери, который одинаково хорошо играл Джеймса Бонда в фильмах и пьесы Шекспира. И тогда я поняла: театр проверяет актера.

— Как-то вы сказали: “Любить нужно как последний раз в жизни”. Но ведь если отдаешь себя всю до конца и если нет отдачи, то сложно найти силы, чтобы жить дальше.
— Это вопрос отношений. Не нужно никогда ожидать, чего-то отдавая. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь... Я многое теряла, но ни о чем не жалею. Когда я начинала какие-то отношения, то никогда не просчитывала ничего заранее, и, конечно же, не всегда у меня получалось так, как хотелось бы. Но знаете, я отвечу вам фразой великой французской писательницы Маргариты Дюрас: “Ожидание любви — уже любовь”.

— Что остается, когда проходит любовь?
— Остается память сердца. И будут открываться новые горизонты. Ведь в любви невозможно схитрить. Если начинают спрашивать: “Ты вернешься?” — это уже конец. Но не нужно бояться делать ошибки.

— А бывает счастливая любовь? Вы переживали такое?
— Бывает. Я видела это на примере своей бабушки, которая всю жизнь любила своего мужа так, как будто ей было 17!

— Для вас любовь — все-таки действие или мечта?
— Всегда мечта!

Татьяна ПИНСКАЯ, Маша ДАВТЯН, Канн
"Московский комсомолец"
18.05.2004

Hosted by uCoz