Роль Жанны вроде партии музыкального инструмента  

В Москву приехала знаменитая французская актриса Фанни Ардан. Сегодня вечером в Доме музыки она исполнит главную роль в драматической оратории Артюра Онеггера "Жанна д`Арк на костре". Это представление должно стать кульминацией фестиваля "Владимир Спиваков приглашает...". ФАННИ АРДАН, занятая репетициями, нашла возможность ответить на вопросы СЕРГЕЯ Ъ-ХОДНЕВА.

– "Жанна д`Арк на костре" – все-таки оратория, а не обычное драматическое представление с музыкой. Для вас такое приближение к музыкальному театру – новость?

– Да, это совершенно новый для меня жанр. Но я сразу должна сказать, что театральный смысл этого представления я стараюсь отыскать именно через музыку.

– В этой новизне вызов или, наоборот, большая свобода – другой жанр, другие нормы?

– Это не вызов, не свобода, это просто абсолютно новый опыт. Как приключение. Знаете, я никогда не воспринимала какие-то свои роли как вызов, который мне брошен. Если сама работа, какой бы сложной она ни была, мне нравится – значит, я твердо знаю, что я смогу ее сделать и что результат мне понравится. Я никогда не видела, как исполняют это произведение, но музыку слышала. Тем не менее для меня работа над ораторией сейчас строится полностью заново. Премьера еще не состоялась, и пока что я ощущаю себя все еще один на один со словами своей партии...

– Как вы оцениваете то значение, которое композитор отвел в оратории главной актрисе? Какой вы представляете себе именно свою Жанну д`Арк? Святой, героиней или несчастной крестьянкой?

– Мне кажется, что роль Жанны д`Арк – как совершенно отдельный музыкальный инструмент. Который слушать, конечно, можно по-разному, это зависит от публики. Жанна д`Арк – это я, это вы, это кто угодно. Это любой человек, противопоставленный миру. Этот человек может пойти на компромисс или решительно сказать "нет". Или он склонится перед властью и откажется от того, что он на самом деле. Или пойдет до конца в своих стремлениях.

– Если опыт вашего участия в "Жанне д`Арк" окажется удачным, не планируете как-то продолжить этот успех?

– Я никогда ничего не планирую! Я всегда предпочитала быть свободной и иметь возможность просто говорить "да" в ответ лишь на те предложения, которые мне симпатичны.

– Музыка, с которой вы теперь ассоциируетесь у зрителя,– репертуар Марии Каллас, который звучит в "Каллас навсегда" Дзеффирелли. А какую музыку вы любите на самом деле?

– О, очень разную, вкусы у меня широкие: могу слушать и классику, и джаз, и этнику. Конечно, к миру классической оперы, к миру бельканто я не могу быть равнодушной после съемок в "Каллас навсегда". Если говорить о классической музыке и называть конкретных композиторов... Бах, Моцарт. Шопен, Рахманинов. Сейчас, работая в другом проекте, постепенно открываю для себя Шостаковича. Еще Пуччини, Шуберт. Онеггер мне почти неизвестен, но я хорошо знаю творчество Поля Клоделя (французский драматург, написавший либретто для "Жанны д`Арк на костре".–Ъ) – я играла в его произведениях. Что меня восхищает – это то, как происходит сама совместная работа поэта и композитора. То, как слова подсказывают, задают ритм и структуру музыки. В случае с русским языком это, наверное, не очень понятно, но французский текст способен "диктовать" музыкальную логику. Кстати, именно поэтому я и сказала, что роль Жанны вроде партии для музыкального инструмента, несмотря на то что написана она для драматической актрисы.

Сергей Ходнев
КоммерсантЪ
22 ноября 2005

Hosted by uCoz