- Следующий фильм ретроспективы – «Каллас навсегда» Франко Дзефирелли. Мы знаем , что раньше Вы уже играли Каллас – в театральной пьесе постановки Романа Полански. Знал ли про это Дзефирелли, когда предлагал Вам эту роль? И как Вы лично относитесь к Марии Каллас – кто она для Вас?
- Когда пьеса «Мастер-класс» в постановке Поланского сошла со сцены – я была очень счастлива – мне повезло некоторое время быть ею. Конечно, я восхищалась Каллас – как вы, как он – в каждом из нас Каллас существует в той или иной мере. Я была ею, и тут все закончилось.
Прошло почти 4 года, и Франко начал поиски актрисы на эту роль – он, кстати, ненавидел пьесу Поланского, говорил про неё: «Какой ужас!» Однажды я сказала ему: «Но ведь ты её не видел?» А он ответил: «И не собираюсь!» Пьеса объехала весь мир, но для него она не существовала! Не знаю, каким образом моё имя попало в кастинг, но здесь было уже совсем другое отношение – «Фанни, обычно у нас одна жизнь, а ты можешь жить двумя долгое время». Я ёще не исчерпала для себя тему Каллас, а он предложил ёще один взгляд на неё, абсолютно непохожий на предыдущий. В этом тоже чудо кинематографа. Послание этого фильма – прощай, бельканто. Мне очень понравилось работать с Франко, потому что он хорошо знал Каллас и не мог бы изменить ей. Он дал мне полную свободу сыграть её, так как я чувствовала. Если бы я где-то ошиблась, он бы мне сказал: «Это неправда». Относительно моей игры, одежды, манеры поведения. Это было так. Но в этот раз я окончательно попрощалась с Каллас – третий раз мне её уже не сыграть. Это было как признание в сумасшедшей любви, и не только к певице. Это была сумасшедшая любовь к великой актрисе. Она была для меня образцом. Она никогда не сомневалась сказать – «Это плохо», никогда не была довольна собой, всегда много работала – вот что мне в ней нравилось. Меня никогда не интересовала история с Онасисом, многочисленные скандалы, которые сопровождали её всю жизнь – это было где-то в стороне от неё. Когда Франко предложил мне роль я даже испугалась. Меня пугало приближение к Каллас в жанре биографической саги или телевизионного сериала. Но Дзефирелли посмотрел на неё как художник, и это мне понравилось.

- Каким образом ему пришло в голову снять эпизод из жизни Марии Каллас, которого на самом деле не было?
- Он работал над историей вместе с Мартином Шерманом, и именно Мартин предложил эту идею. Певица, которая потеряла голос. Иногда я сама должна была петь за Каллас в фильме, и никто не мог меня в этом упрекнуть, потому что это декларировалось заранее – Каллас должна была лишь играть, а звук её голоса добавлялся в процессе монтажа. К тому же Дзефирелли не собирался снимать биографию Каллас, он хотел показать её личность. В конце фильма певица говорит: «Destroy Carmen», то есть вся моя жизнь была честной, а вы предлагаете мне trick.

- Хорошо, а сейчас, если Вы не против, перейдём к «Натали » потому что к сожалению…
- Осталось мало времени?

- Да.
- Вот так всегда – когда разговор происходит между кинематографистами, времени никогда не хватает.

- Правда, у нас ещё столько интересных вопросов!
- Я буду отвечать, сколько нужно!

- К сожалению, Вас ждут другие журналисты. Пожалуйста несколько слов о «Натали».
- Что именно вас интересует?

- Насколько мне известно, это вторая ваша работа с режиссёром Анн Фонтен. Вам нравится работать с ней?
- В «Огюстене» я появляюсь только на несколько минут.

- Да, но существует немного режиссёров с которыми Вы работаете дважды. Что именно Вас привлекало в этой работе? Интересный сценарий?
- Действительно. Сразу после прочтения сценария мне понравился мой персонаж.
Потому что мне всегда предлагают роли чувствительных, нервных или влюблённых женщин. А тут мне предложили историю, где я была обычной женщиной, с которой каждая может себя сравнить.

- Но она довольно богатая …
- Она гинеколог, то есть работает. Это не представительница буржуазного мира, которая весь день лениво курит и думает, как себе завести очередного любовника. Обычная женщина – она могла бы быть журналисткой, представительницой любой профессии, которая погружена в будничную жизнь. И мне понравилось, как именно она реагирует на измену – такое случается и это наихудшее. Ужасно то, что муж говорит: «Это нормально, и с этим придётся мириться». Мне понравилось в характере моего персонажа то, что женщина не хочет мириться. У неё есть та часть романтики, которая может быть у каждого. Конечно, никто из женщин не сделает как она - не пойдёт искать за деньги проститутку для мужа – это кино. Но у каждого из нас есть карта, которую мы можем разыграть, чтобы сказать: «Я не собираюсь мириться с реальностью. Лучше я придумаю свою». И к этому приходит обычная женщина – вот что мне понравилось. У неё свой дом, прекрасный муж, взрослый сын - эта женщина больше, чем нормальная. Конечно, французские журналисты мне говорили: «Посмотрите вокруг - повсюду полно бездомных женщин, может, и это нормально?» Но это тема уже для другого фильма. А эта женщина нормальная представительница средней буржуазии. И, несмотря на внешнюю активность, она выглядит даже банальной. И даже эту банальность можно превратить в фантастическое и романтическое. Вам так не кажется?

- Конечно, но этот фильм можно рассматривать и как типичный пример женского кино. Мы живём в таком обществе, что некоторые воспринимают этот фильм как одну из разновидностей женской фантастики.
- Я сказала бы, что это кино не женское, а, скорее всего, типичное французское. Не забывайте, что во французской традиции есть Мариво, Шадерло де Лакло с «Опасными связями». Это национальная особенность – чем снимать историю, например, сумасшедшей любви, француз попробует понять любое чувство. Это наша врождённая рациональность. Ум для француза всегда был важнее чувств. (Смех редакции). Нет, правда! – у славян наоборот! Важнее – чувства, инстинкт. Повторюсь – это не женское, а французское кино.

- И, наконец, последний вопрос. Нам известна информация про довольно амбициозный кинопроект под названием «Париж, я тебя люблю», где каждому кинорежиссёру предложили снять короткую любовную историю, что происходит в одном из 20 округов Парижа. Вы должны стать одним из этих режиссёров, и к тому же режиссёром-дебютантом – как это случилось, и какой район Вы выбрали?
- Однажды я пришла на телевидение для встречи с журналистом, и тут внезапно он отвёл меня в угол и заговорщическим тоном сказал: «Знаете, мы собираемся финансировать полнометражную картину, что будет состоять из 20 отдельных эпизодов – количество районов Парижа, – и их должно объединять только одно – это должны быть истории любви. И мы вспомнили про вас!». Я удивилась: «Но я же не режиссёр». – «Подумайте». Сначала я категорически отказалась, а потом я вернулась домой, легла на любимую кровать и подумала: «А почему бы и нет? Я не режиссёр, но почему бы не относиться к этому как к очередному актёрскому заданию?» И я согласилась. Тогда мне сказали: «Будем снимать про ваш район». Я живу в 16-ом.

- Конечно. (Все смеются ) [ 16-й – «золотой треугольник Парижа», самый дорогой и фешенебельный район города ]
- Не смейтесь – это случайно! Я обожаю деревья, и не могу жить без шума листьев под окнами! Мне, например, очень нравится мой номер в киевском отеле потому, что под окнами есть деревья. А в 16-ом деревьев больше, чем в любом другом районе Парижа. Я согласилась, написалась синопсис, продюсеры были довольны, и теперь я ищу свободное время между двумя фильмами, в которых я снимаюсь, что бы снять свой эпизод. И пока что мне всё нравится. Это не означает, конечно, что я стану режиссёром - это жизнь. Она дала мне эту возможность, и я подумала – почему бы и нет?

- Спасибо! К сожалению, это всё!
- Спасибо вам - мне тоже было очень интересно. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем продолжить нам разговор.

Сергей Локотко, Алик Шпилюк
«КІНО-КОЛО»
2 апреля 2004

Перевод - Анна Раевская

Hosted by uCoz