Я не подвела Марию Каллас  


Когда-то она стала новым секс-символом Франции, сыграв в двух последних картинах Франсуа Трюффо. Теперь она исполнила роль великой Марии Каллас в новом фильме Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда". Фанни Ардан приехала в Москву на закрытие кинофестиваля, чтобы получить на сцене "Пушкинского" приз имени Станиславского. С Фанни Ардан встретился Антон Долин.

- Насколько сложным было для вас сыграть Марию Каллас - персонажа, с одной стороны, реального, а с другой - абсолютно мифического?
- Главной трудностью была огромная ответственность, которая на меня легла. Я не ставила перед собой невыполнимых задач - проверить, так ли она двигалась, так ли разговаривала… Я думала только о самом важном: как не подвести, не предать ее образ. Ведь столькие ее любили, стольким она была дорога. Я волновалась прежде всего о том, как они примут фильм.

- И каков, с вашей точки зрения, результат?
- Я не подвела. Можете думать о фильме что угодно, но я не подвела Марию Каллас.

- ''Каллас навсегда'' - фильм о мире, который стремительно меняется, в котором подчас не находится места для примадонн былых времен. Чувствовали ли вы когда-нибудь, подобно вашей героине, что мир идет в другом направлении, чем вы?
- Никогда. Есть столько вещей, которые меня интересуют. И все это - вещи вечные. Единственное, о чем я не думаю, так это о моде. Так было, когда мне исполнилось пятнадцать, и это так до сих пор. Но всегда меня вдохновляли истории любви, трагические или комические. Я не пишу и не играю музыку, я не занимаюсь живописью, и тем не менее я не желаю следить за модой.

- Вы начинали в фильмах Франсуа Трюффо - одного из гениев ''новой волны''. Сегодня его уже нет в живых, но многие его коллеги и собратья успешно существуют в современном кино, не перестают работать. Тем не менее их новые работы интересуют больше специалистов, чем широкую аудиторию. Как вам кажется, если бы Трюффо был жив, удалось бы ему по-прежнему говорить с экрана с широкой публикой?
- Слишком таинственный вопрос, не знаю, как на него ответить. Возьмем для примера Алена Рене, он пожилой человек, но обладает потрясающим чувством современности; каждый раз он обновляет язык кино, все время придумывает что-то новое - например, превращает в кинофильм оперетту. Или Эрик Ромэр: каждый его фильм сразу становится чем-то вневременным, вечным. Эти люди обладают даром, и если они не могут заработать много денег своими фильмами или быть в моде, то тем лучше. Многие теряют душу, когда становятся модными.

- Французское кино сейчас переживает нелучшие дни. Как, по вашему мнению, можно изменить эту ситуацию?
- Кинематограф - как вино: бывают удачные годы, бывают неудачные. Нельзя говорить, что, к примеру, итальянское кино умерло, - это невозможно, как и в случае с литературой. Может, оно просто заснуло ненадолго? А потом появится новое поколение. Мы уже слышали разговоры о смерти английского кино, а теперь оно одно из самых влиятельных в мире. И кто слышал об иранском кино несколько лет назад? Только журналисты беспокоятся, скажем, о бокс-офисе, но кинематограф остается в живых, что бы ни происходило. Он молчит, а потом вдруг являются пять или шесть новых режиссеров - и все внезапно меняется. Это вдохновляет меня более всего в моей профессии - ничего нельзя сказать наверняка, всегда остается место для неожиданного.

- А вы часто ходите в кино?
- Очень. Я киноман, обожаю ходить в кино. Предпочитаю китайское кино, еще люблю мексиканское. Но прежде всего хочу, чтобы фильм меня удивлял, - как та история, которая в нем рассказывается, так и ее персонажи. Без персонажей и актеров фильма для меня не существует.

- И как, легко вас удивить в кино?
- О да! Зрителя лучше меня не найдешь. Войти в темный зал, чтобы услышать и увидеть новую историю, что может быть лучше? И стоит меня растрогать или заинтересовать, как я влюбляюсь в фильм.

- Легко плачете в кинозале?
- Да, запросто. В последний раз я плакала на американском фильме ''Вдали от рая''. Обожаю любовные истории. Я была абсолютно одна в зале и рыдала как идиотка.

- О вас говорят как о живом символе французского кино. Вам это нравится?
- Странно, но меня не покидает ощущение, что я прожила жизнь зря. В двух словах не расскажешь… Я не чувствую себя звездой. Но если я случайно сталкиваюсь на улице с тем, кто меня узнает в лицо, просит автограф, это становится для меня настоящим подарком - ощутить почти физически тепло тех людей, с которыми я незнакома и которые высоко ценят мой труд. ''Ах, меня все-таки любили!'' - и чувствуешь себя, как ребенок, которого погладили по голове.

- А каково было играть почти что самого Господа Бога в ''Нет вестей от Бога''? Вам понравилось?
- Мне понравилось, что рай воплощала Франция пятидесятых годов, черно-белая и ностальгическая. Правда, я не была Богом, я играла лишь его ангела. И это доставило мне огромное удовольствие.

- Франция остается для всего мира страной, откуда приходят эталоны женской красоты. Вы следите за тем, как они меняются?
- Это невозможно контролировать. И тем самым замечательно - как качающийся маятник, женщины, которые нравятся людям. Жизнь становится такой восхитительной, когда не знаешь, кто станет кумиром завтра.

Антон Долин
Gazeta.ru
29 июня 2003

Hosted by uCoz