Я не заложница своей славы,
о нет!
 


Звезда мирового кино, загадочная французская дива Фанни Ардан три апрельских дня гостила в Киеве, куда приехала, чтобы лично открыть ретроспективу своих фильмов в рамках Фестиваля французской культуры в Украине.

Чуть раньше украинскую столицу навестил давний друг Ардан актер Жерар Депардье. Западная пресса сейчас как раз вовсю судачит об их бурном романе, начавшемся на съемочной площадке фильма «Натали». И в эти слухи легко поверить: Фанни Ардан выглядит потрясающе! С настоящим французским шармом, загадочная и необыкновенно женственная, с какой-то магической красотой, умными бархатными глазами и низким теплым голосом. Когда ее слушаешь, невольно вспоминаешь слова ее любимого мужчины режиссера Франсуа Трюффо: «Эта женщина пришла к нам словно из несуществующей страны». Впрочем, и сама актриса не раз признавалась, что в ее жизни есть место тайнам и загадкам… Фанни АРДАН ответила на вопросы корреспондента «БДГ».

— Когда-то знаменитая актриса Жюли Кристи на вопрос, хочет ли она быть «звездой», ответила: «Нет, только актрисой!». Ваша карьера сложилась так, что вы, оставаясь великой актрисой, стали большой звездой кино. Что для вас важнее — быть актрисой или звездой?

— По-моему, разница между звездой и актрисой такая же, как между мылом и духами. (Смеется.) Духи — это роскошь, а без мыла ты не можешь прожить и дня. Точно так же быть звездой — это роскошь, а актрисой — это каждодневная работа. Я не считаю себя заложницей своей славы. Потому что самое главное в моей жизни — играть в кино и в театре.

Знаете, если бы мне в мои пятнадцать лет сказали, что я буду сниматься в фильмах, то я бы подумала, что это просто красивая сказка. Но эта сказка вдруг осуществилась...

— Скажите, вам открылась тайна актерской профессии?

— Суть актерства — загадка, тайна. Истинные причины, по которым ты становишься актером, до конца неизвестны даже тебе самому. Но я всегда считала, что мотором актера является удовольствие. А самая большая опасность этой профессии в том, что ты можешь потерять свою душу.

Актеры всегда переполнены сомнениями и как будто перемещаются в темноте. Наибольшая награда для нас — это пережить некую человеческую благодарность за все те ужасы, с которыми мы приходим к этому успеху.

— Из всей вашей огромной фильмографии какой фильм вы можете назвать самым важным для себя?

— Мой дебютный фильм у Франсуа Трюффо «Соседка» с Жераром Депардье: он действительно стал для меня определяющим. Ведь до него я была театральной актрисой и никогда не думала, что смогу сниматься в кино. Предложение режиссера Франсуа Трюффо сыграть в художественной картине было для меня подарком судьбы. Но надо было выбирать между работой в театре и работой в кино. И я выбрала кино...

(Во время съемок «Соседки» между Фанни и режиссером Трюффо разгорелся бурный роман, у них родилась дочь Жозефина. Они прожили в гражданском браке несколько лет, до его смерти в возрасте 52 лет в октябре 1984 года. — А.К.)

Знаете, все, что ты когда-то любил, никогда не забывается. Сам факт, что я сыграла свою первую роль с Жераром Депардье, до сих пор для меня памятен. Может быть, поэтому я именно такой выбор сделала, отвечая на ваш вопрос.

— Судьба всегда была к вам столь благосклонна?

— По крайней мере, я всегда верила в фильмы, в которых снималась. И каждый раз я прихожу на съемки с улыбкой, лишь потом оценивая — это успешная или провальная картина. Но все равно, как и Эдит Пиаф, я никогда ни о чем не жалела, потому что во время съемок я всегда была счастлива! Я всегда думала, что лучше инстинктивно сниматься в фильмах, не строя никакой стратегии. Потому что ошибиться в стратегии гораздо больнее, чем в своих личных ожиданиях.

— А в выборе режиссера вы никогда не ошибались?

— Судьба актера действительно слишком зависит от желания режиссера. И это несправедливо. Но таковы правила игры. Зато эта игра... возбуждает. Если режиссер предлагает актеру роль, значит, он именно вас хочет. И в этом для меня уже половина дела. Потому что актеру нужны любовь и теплота, благодаря которым у него вырастают «крылья». И каждый раз, снимаясь у нового режиссера, я вступаю в новый мир. Безумно интересный...

— Насколько сложно вам далась роль оперной дивы Марии Каллас в фильме Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда»?

— Создание персонажа, особенно реального — это большая тайна. К тому же я могу играть только тех, кого могу полюбить. А если мне кто-то нравится, значит, я его понимаю, чувствую его эмоции и доверяю чувствам. В случае с ролью Марии Каллас меня в первую очередь интересовал характер великой актрисы. В ней ведь была особая Великая Суть. Но, знаете, играть Марию Каллас — это как играть леди Макбет! Это трудно, но это открывает тебе истинную глубину великой человеческой натуры.

— Если вспомнить съемки ленты Франсуа Озона «8 женщин»: как вам работалось с этим режиссером и есть ли желание поработать с ним в будущем?

— С ним было очень легко! Но сама роль Паретты была очень сложной: я появляюсь в фильме позже всех, вхожу в кадр, и передо мной уже стоят семь женщин, семь великих актрис. А Озон… Он очень сильная личность: он пользовался всеми сильными и слабыми сторонами личности каждой из нас, замесил коктейль из восьми женских характеров и судеб — так получился этот фильм!

— В этой картине есть весьма шокирующая сцена: лежа на Катрин Денев, вы страстно целуетесь с ней...

— Знаете, мы с Катрин были такие робкие, а дублей снималось так мало! (Смеется.) Так что единственное, что я помню сейчас, так это, как, лежа на Катрин, я все время твердила ей: «Извини, но я не такая уж худая...» (Смеется.)

— Вы ведь и сами решили попробовать себя в качестве режиссера, не так ли?

— О да! Проект «Paris je t’aime» («Я люблю Париж») появился в моей жизни, как подарок. Один продюсер предложил 20 режиссерам снять 20 любовных историй, действие которых будет происходить в 20 округах Парижа. Когда мне предложили принять в нем участие, я рассмеялась: «Ведь я не режиссер!». Но когда узнала, что рядом со мной будут такие великие режиссеры, как Годар, братья Коэны, Вуди Аллен, то мне это показалось таким... сумасшедшим делом, что я согласилась. У проекта четкие правила: каждый фильм должен длиться не более пяти минут, и сама любовная история должна происходить в том районе, где я живу. Я написала короткую историю, но потом пришлось ждать, пока картину профинансируют. А когда появились первые деньги, то уже наступила осень, которую пришлось переждать, потому что мне нужны были деревья с зелеными листьями, так как они в центре этой истории. Поэтому, может быть, я сниму этот фильм уже в ближайшие месяцы, когда появится зеленая листва.

— Интересно узнать ваше личное мнение о сегодняшнем французском кино. Критики говорят, что оно в кризисе.

— С самого начала моей карьеры мне все время говорят о его кризисе! (Смеется.) Но я абсолютно убеждена, что французское кино очень живое. Может, разве что с трудом экспортируемое. Но нельзя забывать, что Франция — третья страна в мире по производству фильмов. Французское кино есть, и, слава Богу, его поддерживает государство.

— Вы сейчас снимаетесь в каком-нибудь новом фильме?

— Вот скоро поеду на один испанский остров сниматься в фильме французского режиссера Бэнуа Жако.

— Скажите, режиссерам легко уговорить вас на очередные съемки?

— Я никогда не иду к режиссеру, даже которого обожаю, с закрытыми глазами. Потому что для меня высшая печаль — сниматься у великого режиссера в роли, которая мне не нравится. Лучше ждать чего-то несбыточного, чем попрощаться со своей мечтой навсегда.

— Даже при блестящем актерском составе?

— Это уже сложнее. Действительно, я играла порой лучше благодаря моим партнерам. Я верю в алхимию, которая имеет место на съемках. Есть актеры, благодаря которым забываешь о камере. Но есть актеры, из-за которых мне бывает стыдно быть актрисой.

— Есть фильм, в котором вы сыграли полную свою противоположность?

— У Алена Рене в картине «Любовь до смерти» я сыграла роль очень щедрой, очень доброй, очень открытой и абсолютно неэгоистичной женщины... (Смеется.) Я всегда считала, что все роли, которые ты играешь, оказывают совершенно непредсказуемое влияние на тебя саму. Я до сих пор очень хорошо помню одну из моих первых реплик в дебютном фильме «Соседка»: «Что-то во мне отдаляет людей от меня...» Мне кажется, что именно эта фраза до сих пор относится и ко мне настоящей...

— Чем вы любите заниматься в свободное время?

— По вечерам — чтением. Я обожаю полицейские детективы и романы о любви. Философские сочинения или эссе оставляют у меня ощущение, что кто-то манипулирует мной, а это угнетает. Еще я обожаю ходить в кино…

— Вы ходите в кино?!

— О, как только я не снимаюсь — хожу в кино! И во время отпуска, когда остаюсь дома в Париже, для меня самое большое удовольствие — ходить в кино.

Анастасия КОСТЮКОВИЧ
Белорусская деловая газета
16.04.2004

Hosted by uCoz