Моя героиня -
настоящая дьяволица!
 


Звезда европейского кино Фанни Ардан недавно сыграла знаменитую оперную певицу Марию Каллас. Фильм Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» закрывал Московский кинофестиваль, а Ардан принимали в России как почетную гостью и наградили призом Станиславского. О французской актрисе рассказывает Андрей Плахов.

Кармен до кончиков пальцев

Мы встретились в ресторане «Avenue Martell» в дождливый день. И хотя дело происходило в центре Москвы, дождь и выступающие на середину тротуара стеклянные витрины напоминали Париж. Фанни Ардан, так она одевается почти всегда, была в черном, пила минеральную воду и совсем не курила. Говорят, она изменила некоторым своим привычкам после роли Марии Каллас.

— Почему вам во второй раз предложили играть Каллас и почему вы согласились?

— Разве можно устоять, когда вас просят сыграть женщину, которой вы всегда любовались и восхищались? Но когда пять лет назад я впервые играла Каллас в спектакле Романа Поланского, это была совсем другая история — о мастер-классе певицы в Нью-Йорке. Сюжет «Каллас навсегда» — это как бы духовное завещание великой актрисы.

80-летний Франко Дзеффирелли, ученик Висконти, поставил множество опер на сцене, включая «Тоску» в Ковент-Гардене с Марией Каллас, и в кино. Игравшая и певшая в его экранной «Травиате» Тереза Стратас не решилась на роль великой Каллас, и ее отдали Фанни Ардан, которая, естественно, петь не может, но обладает темпераментом, очень близким своей легендарной героине. Именно в этой роли подтвердился высочайший класс французской актрисы, становящейся с возрастом все лучше. Для нее это был большой риск — играть величайшую оперную диву, лишь открывая рот и имитируя не только мимику, но и сложнейшие горловые движения. Ничего не стоило переусердствовать и превратить роль в карикатуру, но именно с певческой частью образа Ардан справилась на пятерку с плюсом. Самые сильные сцены, когда Каллас перевоплощается в жгучую цыганку Кармен — перевоплощается буквально до кончиков пальцев — и пытается высечь искру страсти из молодого своего партнера, но терпит поражение.

Фанни Ардан прославилась на весь мир двадцать лет назад, сыграв в фильме «Соседка». Знаменитый режиссер Франсуа Трюффо увидел ее в какой-то мыльной опере, пригласил к себе домой и на главную роль в этом фильме. Это была драма прерванной и возобновленной страсти. В основу картины была положена любовная драма, которую режиссер пережил с актрисой, но звали ее не Фанни Ардан, а Катрин Денев.

Трюффо всегда влюблялся в своих актрис и тут же охладевал к ним, когда съемки кончались. Исключением была «холодная блондинка» Денев, с которой он прожил целый год после фильма «Сирена с «Миссисипи». Он даже предлагал ей стать его женой, но Катрин отказалась. Она, в свою очередь, хотела родить от Трюффо ребенка, но тут режиссер категорически воспротивился (возможно, потому, что у него уже были две дочери от бывшей жены). Они расстались и при встречах только вежливо раскланивались. Все это было давно, еще в конце 60-х. И только десять лет спустя Трюффо решился пригласить Денев на главную роль в фильме «Последнее метро», где она блестяще сыграла с Жераром Депардье любовный дуэт, за которым явно стоял сам Трюффо: он как бы представлял себя на месте актера.

В это же самое время был написан сценарий «Соседки» и произошла встреча Трюффо с «жгучей брюнеткой» Ардан: ей и довелось сыграть главную роль в фильме, настоящей героиней которого была женщина, противоположная ей во всем — и внешне, и по темпераменту. Трюффо, как и герой фильма в исполнении того же Депардье, вернулся к объекту своей страсти, только перевел жизненное переживание в художественное. А новую страсть он испытал к Фанни Ардан.

И все действительно было по-новому. У Трюффо с Ардан родилась дочь Жозефина. Общее с прежним романом было только то, что Ардан — как и Денев — решительно сопротивлялась браку. Между тем у Трюффо прогрессировала опухоль мозга, но даже мысль о внебрачном ребенке не заставила Фанни изменить решение. Она сформулировала его так:

— Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце. Получить благословение у кюре — словно подписать контракт на увязание в болоте. Не стоит связывать себя браком, если не хочешь разрушить чувства.

Белая ворона

Трюффо умер в октябре 1984 г., и на Монмартрском кладбище у его могилы рядом стояли Фанни Ардан и Катрин Денев. А почти двадцать лет спустя они впервые снялись вместе в фильме другого Франсуа — Озона — «8 женщин». В этом комедийном детективе Денев играет вдову убитого хозяина дома, а Ардан — богемную сестру убитого, паршивую овцу в семейном стаде. В кульминационной сцене дело доходит до драки между двумя роскошными женщинами и валяния на полу, но неожиданно все завершается страстными поцелуями. В ответ на изумление репортеров Ардан уверяла, что боготворила Денев, будучи «еще девочкой», и теперь целовала ее, как икону. Как говорит Озон, если бы Трюффо увидел эту рискованную сцену, он перевернулся бы в гробу, но при этом явно бы возбудился.

Мы с Фанни Ардан тоже не миновали разговора на эту тему.

— В фильме «8 женщин» вы играете этакую белую ворону в буржуазном семействе…

— Это правда — у меня нет мужа, нет дома, нет денег — я свободна.

— А существует ли воображаемая семья французских актеров — как на коллективной фотографии, где собрано около ста ваших коллег — от старейшин до начинающих?

— Я тоже там есть. Очень не хотела фотографироваться, потому что не люблю группы и коллективы, не хочу быть членом семьи. Я — ярко выраженная индивидуалистка. Что касается актерской семьи, о ней можно говорить во время съемок фильма, даже если она напоминает семью скорпионов. Но фильм закончился — прощайте. Каждый живет своей вселенной.

— Возникали ли проблемы между восемью женщинами, собравшимися на одной съемочной площадке фильма «8 женщин»?

— У нас не было конфликтов, потому что Франсуа Озон всегда умел поддерживать равновесие. Это такое равновесие ужаса — как между Россией и Америкой в эпоху «холодной войны». Поскольку актрисы были одного уровня знаменитости, первая, которая начала бы капризничать, поставила бы себя в смешное положение.

— В центре этого равновесия — ваше противостояние с Катрин Денев. Она — главная опора семьи, вы — главный аутсайдер.

— Да, мне с Катрин было сложнее всех. Мы — две антагонистки, ненавидящие друг друга. Но моя героиня — настоящая дьяволица, и ей каким-то образом удается развернуть соперницу к себе.

— У вас ненависть переходит в любовь. Почему?

— Может быть, Озон хотел показать, что в жизни человеческие отношения меняются.

Конечно, и сама Фанни Ардан изменилась за последние двадцать лет. Но в главном она осталась прежней — сильная, гордая, порой резкая. Настоящая дива. Ардан навсегда.

Андрей ПЛАХОВ
АиФ
23.07.2003

Hosted by uCoz