Быть счастливой невозможно  


Она царственно внесла себя в комнату - высокая, невероятно изящная, с гордо поднятой головой и ослепительной, чуть грустной улыбкой. Фанни Ардан - это не капризная до истерик фаворитка Кароль Буке, это не полууставшая королева Катрин Денев. Она - дитя Франции, ее фея, ведьма, богиня, которая и в гневе прекрасна. Пожалуй, никто из французских актрис сегодня не может сравниться с ее успехом. Успех этот Фанни выстрадала, она ждала его всю жизнь. Но пришел он не к юной красотке, а к зрелой, сильной женщине. Сегодня ей уже 53 года. Но дай Бог нам хоть чуточку соответствовать ее стандартам и в тридцать, и в сорок. Кто-то сказал, что бывают люди, которые с годами становятся все краше. Ардан - одна из них. Мы беседовали с ней не столько о кино, сколько о женщинах. Вернее, так получалось само собой: ведь все ее героини - женщины удивительные, страстные, талантливые. Ардан медленно, с хрипотцой рассуждает:

- Мне как актрисе трудно соответствовать героине, которую люди помнят и которой преклоняются. Так было с ролью Марии Каллас. Я смогла сыграть ее, лишь поняв, что отталкиваться надо от главной темы ее жизни - от любви... И знаете, то, что я это поняла, помогает мне не только в кино или на сцене, это помогает мне выживать как женщине. Почему? Да потому что женщина - воплощение любви на этой планете, она делает выбор, она дарит надежду на счастье или ее отбирает.
Я всегда горько расплачивалась за свой острый интерес к жизни, за любовь. И теперь я могу честно признаться, что быть счастливой невозможно. Это иллюзии. По крайней мере для меня. А уж в любви быть счастливой невозможно совершенно точно.


У нее три дочки. Она - самая желанная красавица в киномире, потому что не только ослепительно хороша, но и талантлива. Чертовски талантлива и невозможно красива для своих лет. Она соблазняет всех, с кем встречается хоть на минутку, - кажется, ей страстно дышат вслед не только люди, но и авто, софиты, зеркала, в которые она гляделась. У нее странный нрав - вместо светских тусовок она почитает книгу или задумчиво прогуляется по городу. И даже в ее нарядах, подчеркнуто строгих, видна изысканность и своенравность царицы амазонок, жрицы бунтарей...

В роскошной соблазнительнице то и дело проглядывает страничка биографии: много лет назад юная Фанни успешно училась на политическом факультете Сорбонны. Правда, она устала от политики и бросила учебу. Теперь устала от разочарований в мужчинах и предпочла им работу. Ах эта боязнь разочарований - как часто женщины, боясь будущего, отвергают реальное счастье! Зато есть уверенность в своей профессии.

Ну а что же с любовью? Ардан молчит, потом гладит свои непокорные черные кудри и полушепотом говорит:

- Да, у меня другая жизнь. Нет, не о любви мечтаю. Я страстно желаю созидать, творить, самовыражаться! Я всегда считала, что борьба за свои желания - это борьба за продвижение личности вперед. Кто-то выбирает "тихое счастье" (в которое я не верю), кто-то духовное и творческое развитие. Главное - не уставать желать, желать любви, успеха, достижений в искусстве. Если стремишься все это испытать, значит, живешь не напрасно. Вот только нужно быть готовой затем расплачиваться за это.

Ее судьба - живой пример сказанному. Актриса играла роли роковых красавиц и цариц в классических трагедиях, но никакого успеха в театре не имела. Затем было немало ролей в телесериалах. Годы шли, а она мечтала о кино и любви. Пришло все сразу. И оказалось, что выдержать такое счастье очень трудно:

- Работа в театре не принесла мне никакой популярности. Зато я получила такую школу, что могу теперь сыграть любого персонажа - трагичного, комедийного. Я уже и не думала о кино, как мне предложили сыграть главную роль в фильме "Соседка". Режиссер Трюффо решился взять неизвестную актрису из сериалов. Сценарий я прочла на одном дыхании. Когда Трюффо спросил, все ли мне понятно, я ответила: "Конечно, ведь в этой любовной истории так все очевидно, здесь говорится о страсти"...

Трюффо стал отцом ее второй дочери, и с Фанни их разлучила лишь смерть режиссера. Но Ардан не хочет говорить об этом. Она предпочитает вспомнить своего напарника по фильму - Жерара Депардье:

- Я пришла в кино без протекции, у меня не было друзей, которые бы мне, новичку, помогли освоиться в этом мире. Спас талант Депардье: уже в первые минуты на съемочной площадке он был так органичен, ярок, что я забыла о камере. Он помог мне преодолеть все трудности.

В нее влюблялись режиссеры и актеры, богачи и бедняки. Ардан умела из пластилина в натруженных руках режиссера стать его музой, советчицей, помощницей. Даже с великим Франко Дзефирелли на съемках картины "Каллас навсегда" она перешагнула барьер:

- Мы смеялись, говорили кучу глупостей. Нам не надо было высказывать глубокое уважение друг к другу, которое и без показухи было органичной частью наших отношений... Дзефирелли много рассказывал о себе, своей жизни, о Каллас и их дружбе. Я верю в то, что человека можно узнать, лишь работая с ним. И еще я поняла, что кино - очень конкретная вещь. Ты можешь болеть, переживать о чем-то, но когда звучит команда "Мотор!", нужно играть сцену. Неважно, ты знаменитость или впервые на съемочной площадке, нужно играть. И тут становится видно, на что актер способен...

Все предположения о будущей любви Фанни Ардан отметает - ей такое счастье не грозит:

- Я не боюсь роковой страсти, потому что она опасна в двадцать лет, а не в пятьдесят. К тому же я очень хорошо усвоила один урок: любовная страсть заставляет вас пересмотреть всю свою привычную жизнь и требует огромных жертв. Наверное, это знают все женщины, только не хотят об этом говорить вслух. Мы все же удивительные создания: в отличие от мужчин каждая женщина хранит в себе тайну, загадку судьбы.

Она философствует, но при этом смотрится в крохотное зеркальце - все ли с помадой в порядке. Наверное, тайна Ардан в том, что она не может жить без признаний в любви. Хотя и негодует, если ей говорить об этом.

05.03.2004

Hosted by uCoz