Карьера одной из самых популярных актрис французского кино Фанни Ардан началась неожиданно для нее самой, хотя она с детства мечтала стать актрисой. Однако попасть на сцену, а уж тем более в кино оказалось совсем непросто.
Дочь отставного офицера французской армии (ее отец провел в составе гвардейского гусарского полка вторую мировую и Вьетнамскую войну и лишь в начале алжирской кампании в знак протеста против действий своего правительства ушел со службы и перебрался в Монако, где его давний приятель, властитель княжества принц Ренье назначил его управителем Монте-Карло) не может пожаловаться на тяжелое детство. Во всяком случае, у нее нет оснований озаглавить свою автобиографию громкими словами «Моя борьба».
До десяти лет Ардан жила с родителями в Монте-Карло. В доме отставного полковника царил армейский порядок (папаша добивался от домашних беспрекословного повиновения), и единственной проблемой, вставшей между требовательными, но заботливыми родителями и послушной дочкой, была ее пламенная любовь к кино - Фанни уверилась, что станет кинозвездой, и уже в семилетнем возрасте объявила о своих намерениях матери.
Однако такие ее планы совсем не устраивали старомодно мыслящих и не в меру серьезных родителей Фанни, полагавших, что столь легкомысленная профессия не к лицу девушке из приличной семьи. Поэтому они настояли, чтобы Ардан после окончания школы продолжила обучение в университете (к тому времени семья перебралась из Монако во Францию, в департамент Эксан-Прованс) на факультете политических исследований. Родители готовили дочь к карьере дипломата, государственного чиновника или, на худой конец, журналистки.
Но коль скоро Ардан действительно суждено было стать актрисой, никакое противостояние родителей, никакие силы не могли помешать этому.
Именно в Провансе, во время занятий «тошнотворными политическими науками», Ардан впервые встретилась с настоящим театром - она стала подрабатывать статисткой во время ежегодных моцартовских фестивалей. Именно здесь она получила первые уроки актерского ремесла, влюбилась в театр и поняла, что при первом удобном случае изменит своей нелепой и нелюбимой профессии.
Случай подвернулся почти сразу же после окончания университета, когда Ардан, чтобы улучшить свой английский, отправилась в Лондон и устроилась на работу секретаршей в посольство Франции.
На этом месте она долго не задержалась - примерно через месяц ее выгнали за постоянные опоздания. «Я не могла заставить себя прийти на работу к 9 часам утра, - призналась она в одном интервью. - Как и многие мои коллеги, я - сова, и потому вставать рано утром для меня непосильный труд».
А так как Фанни осознала, что с этой своей природной особенностью ей не справиться, то ей остался один путь - в театр, где, по справедливому выражению замечательного английского трагика Эдмунда Кина, «работают те, кто не может проснуться до полудня».
После ухода из посольства Ардан еще несколько лет провела в Англии, где подрабатывала в различных теле- и радиопостановках компании Би-би-си. Нельзя сказать, что эта работа принесла ей известность (даже заработанных денег едва хватало на жизнь, и родители подбрасывали дочке раз в месяц определенную сумму). Ее участие в телепостановках ограничивалось лишь эпизодическими появлениями, а выстраданный внутренний монолог сводился к сакраментальной фразе: «Кушать подано».
Через несколько лет Ардан вернулась во Францию, где начала работать в театрах, а потом получила роль в одном из телесериалов.
Вот тогда-то Ардан и заметил знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо, встреча с которым предопределила ее дальнейшую судьбу.
До сих пор непонятно, чем могла привлечь этого маститого режиссера, известного авангардиста малоизвестная тогда актриса Фанни Ардан, которую недоброжелатели прозвали за высокий рост гренадером. Однако доподлинно известно: увидев Фанни, Трюффо сразу же влюбился в нее и прожил с ней несколько последних лет жизни (он скончался в 1984 году). Ничего удивительного, что режиссер снял несколько фильмов в расчете на участие в них любимой женщины.
Далеко не все они равноценны, и если один из первых фильмов с Ардан, «Соседка», считается достижением режиссера и принес Фанни и ее партнеру Жерару Депардье всемирную известность, то последний фильм «Веселенькое воскресенье», комедия-триллер, был раскритикован всеми серьезными специалистами, которые утверждали, что фильм не только не позволил раскрыться возможностям обоих исполнителей главных ролей (Фанни Ардан и Жана-Луи Трентиньяна), но и ни в малейшей степени не соответствует возможностям самого Трюффо. Режиссера обвиняли в излишней сентиментальности, а также в том, что сценарий картины подогнан под Ардан и в нем несколько преувеличивается значение ее роли, из-за чего картина получилась намного слабее, чем могла быть.
В этих отзывах немало истины, однако справедливости ради следует заметить, что Трюффо, да и не только он, считал, что Ардан - блестящая драматическая актриса и что немногие могут сравниться с ней.
После смерти Трюффо актрисе пришлось доказывать это самой. И хотя несколько лет ее преследовали неудачи и ее работы вызывали лишь снисходительную усмешку критиков, но одна из последних картин Ардан показала, что Трюффо нисколько не ошибался в своих оценках. Работа Ардан в кинофильме «Полковник Шабер», снятом по повести Бальзака, вызвала не только одобрение французской критики, но и хвалебные отзывы коллег, что бывает крайне редко.
Сама Ардан успех в фильме относит на счет своей совместной работы с Жераром Депардье. «Я всегда считала его одним из самых замечательных актеров современности, - заявила она, - и думаю, что именно наше сотрудничество помогло мне показать, на что я способна. Это лишний раз доказывает, что в кино, в отличие от театра, невозможно работать без партнера».
Сейчас Ардан воспитывает трех дочерей (одна из них родилась от связи с Трюффо), много работает в театре, иногда в кино. В настоящее время она снимается в картине американского кинорежиссера Сиднея Поллака. А вообще актриса давно уже мечтает сама снять для себя кинофильм, который помог бы выявить все грани ее таланта.
Зеркало недели
3-9.06.1995
|