Королева экрана
Фанни Ардан
 


В январе телезрители, поклонники таланта французской актрисы Фанни Ардан, получили подарок - сразу шесть фильмов с ее участием: «Каллас навсегда», «Восемь женщин», «Сабрина», «Нет вестей от Бога», «Жизнь - это роман», «Любовь до смерти».

Даже после непродолжительного общения с Фанни Ардан понимаешь, почему актеры на съемках фильмов влюбляются в нее и достигают, как это случилось с Жераром Депардье в фильме «Соседка», вершин своего мастерства. В Фанни Ардан, обладательницу счастливого сочетания шарма, красоты и таланта, невозможно не влюбиться.

...Фанни родилась 22 марта 1949 года во Франции в семье офицера. Ее детство прошло в постоянных переездах - до тех пор, пока отец не получил назначения при дворе принца Монако. В 17 лет Ардан самостоятельно перебралась во Францию, начала изучать политологию в университете и одновременно посещать актерские курсы.

В кино дебютировала в 1979 году, сыграв роль в фильме «Собаки». После успеха в телесериале «Женщины у моря» (1981) на молодую, красивую, темпераментную актрису обратил внимание Франсуа Трюффо и пригласил ее сняться в фильме «Соседка» (1981). Ардан стала последней любовью Трюффо и родила ему дочь Жозефину. Режиссер успел выпустить еще один фильм с участием Фанни - «Веселенькое воскресенье» (1983). Следующая картина «Маленькая воровка» осталась в стадии разработки: Трюффо умер от рака.

В 1983 году Ардан начинает работать с Аленом Рене. Сначала он приглашает ее на роль в картине «Жизнь - это роман», затем еще в два фильма: «Любовь до смерти» (1985) и «Мело» (1986). Героини Ардан - в основном яркие женщины с сильным характером: внешность актрисы идеально соответствует этим образам.

Ардан старается не замыкаться в рамках одного амплуа. Она пробует себя в качестве романтической героини в «Семье» (1987), в «Страхе и любви» (1989); предстает в образе вамп («Амок», 1993), в картинах «Веселенькое воскресенье» (1983) и «Восемь женщин» (2001) в ней неожиданно открывается талант комедийной актрисы. За роль в комедии «Вечерний прикид» (1996) Фанни наконец получила премию «Сезар», на которую номинировалась трижды.
В 2002 году Фанни Ардан снялась в фильме «Каллас навсегда» Франко Дзеффирелли. Замысел фильма режиссер вынашивал двадцать лет. В 50-е годы он поставил «Травиату» с Марией Каллас в главной роли. Дзеффирелли создал фильм об одиночестве Каллас, которое растет с каждым днем на фоне ее безумной популярности. Великую певицу на протяжении всей жизни преследовали предательства. Дзеффирелли показал одно из них: последний любовник Марии Каллас миллиардер Аристотель Онассис бросил ее ради Жаклин Кеннеди.

Режиссер показал певицу - женщину и личность, которая страдала и сдалась. Ему удалось передать, что скрывается за этим божественным голосом, ее стремлением к абсолютному совершенству и честности.

Изначально Дзеффирелли планировал на главную роль певицу Терезу Стратас, которая снималась в его картинах в 80-е годы, но Тереза отказалась «играть в фильме, где актерское мастерство важнее мастерства певицы». Зато Ардан сразу приняла предложение: «Роль артистки, которая всю жизнь искала абсолюта в искусстве, а также в своей личной жизни, мне показалась заманчивой». Кроме того, Фанни обнаружила в судьбе певицы параллели с собственной жизнью. «Фанни Ардан появилась как дар божий, - сказал режиссер. - Как только она открыла дверь моего номера в отеле, я понял: это Каллас! Моя Каллас!»

Ардан когда-то играла роль Каллас в театре. Однако для того, чтобы как следует вжиться в кинообраз, ей пришлось разучить все оперные партии, использованные в фильме. «Я все арии заучивала наизусть. И не только слова и музыку - я училась правильно дышать. Я репетировала тысячи раз, и когда пришло время снимать, я была очень хорошо подготовлена».

Режиссер крайне доволен полученным результатом: «Ардан на экране больше похожа на Каллас, нежели сама Каллас». Дуэт Фанни Ардан и Джереми Айронса в этом фильме критики назвали лучшим дуэтом года.

За двадцать с лишним лет кинокарьеры Ардан успела сняться более чем в 50 фильмах. Чем старше она становится, тем роскошнее ее героини. Ей нравится играть аристократок. Однажды Ардан спросили, почему она всего лишь раз сыграла роль матери («Семейный совет», 1986), она ответила: «Я люблю играть персонажей, раздираемых чувствами. А мать - это что-то такое чистое». Между тем актриса воспитала трех дочерей.

На XXV Московском кинофестивале после вручения Ардан специального приза «За верность принципам школы К.С. Станиславского» мы увидели на ее глазах слезы радости. Поверьте, в тот момент она была великолепна и произвела на всех без исключения неизгладимое впечатление.

Геннадий ЗАХАРОВ
Северный рабочий
05.02.2004

Hosted by uCoz