Пару лет назад мировой экран был сражен обаянием "истинной француженки" — мадмуазель Амели, которую тут же окрестили галльской Одри Хепберн и новым символом красоты по-французски. Среди всех знаменитых кинодив своей страны исполнительница роли Амели Одри Тоту могла перенять эстафету только у одной актрисы. Той, которую в свое время сравнивали с другой голливудской звездой по фамилии Хепберн — Кэтрин. Истинную француженку кинообразца 80-х зовут Фанни Ардан.
Не просто прекрасная женщина, но сама история большого кино приехала в столицу открыть ретроспективу своих фильмов в рамках насыщенного культурными событиями месяца "Французской весны в Украине". На премьерном показе в кинотеатре "Киев" последней своей картины "Натали", спровоцировавшей скандал и слухи о ее романе с партнером по фильму Жераром Депардье, она появилась так просто и элегантно, как это сделали бы только ее героини — без лишней помпы и гламура. У Фанни Ардан есть нечто более ценное — шарм женщины без возраста, статус дивы, за которой, подобно дорогому аромату французских духов, тянется шлейф киноработ, достойных особой ниши в искусстве. Немногие могут позволить себе роскошь — не сниматься в проходных фильмах. Избирательность — признак хорошего вкуса и жизненное кредо Фанни Ардан.
Она появилась на киноэкране в возрасте 42 лет, имея за плечами огромный театральный опыт. Один из апологетов французской "новой волны" и вечный оппонент Годара режиссер Франсуа Трюффо искал новое лицо и новую музу. Нечто неповторимое он нашел в женщине, внешность которой отождествлял с голливудским золотым веком кино. Для молодых бунтарей от кино периода 60-х, режиссеров "новой волны", это был предмет поклонения и своеобразного подражания. Фанни Ардан вернула Франсуа Трюффо образы юности, вдохновив мэтра на два последних фильма — "Соседка" и "Веселенькое воскресенье". Открыв миру новую актрису в фильме "Соседка", Трюффо тут же разделил киноманов на два лагеря поклонников. Так же, как в свое время в 60-х музыкальный мир делился на фанов "Битлз" и "Роллинг стоунз", зрителю пришлось выбирать между двумя женскими кинообразами Франции. С одной стороны, прекрасный сфинкс Катрин Денев, с другой — угловатая и нестандартная в своей привлекательности Ардан. Но именно таким женщинам, как Ардан, хочется кричать из зала "Je vous aime!" ("Я вас люблю"), как это сделал один из киевских поклонников, предваряя трогательную речь Фанни Ардан перед украинским зрителем.
Шесть фильмов, презентовавших творчество французской звезды, конечно, не способны в полной мере рассказать о ее жизни в кино. За рамками киевской ретроспективы остались фильмы Алена Рене с программными для карьеры Ардан понятиями "Жизнь — это любовь" и "Мело", экранизации Пруста ("Любовь Свана") и Чехова ("Страх и любовь"), последняя картина Микеланджело Антониони "За облаками" и многие другие. Но и каждый из тех, что был представлен, способен рассказать увлекательную историю биографии Ардан. На сегодняшний день ее завершает совместная с Жераром Депардье игра в картине "Натали". До сих пор невозможно понять, выдумка или реальность их "возобновившийся роман". Их герои были любовниками в фильме "Соседка", в "Натали" стали супружеской парой в точке кризиса совместной жизни. Во французском кино вообще забавная ситуация — актеры первого эшелона так часто встречаются друг с другом на съемочных площадках в разных пасьянсах, что очередная трансформация экранных отношений Депардье и Ардан, казалось бы, никого уже не должна удивлять. Ан нет! Актриса предпочитает не опровергать слухи о своей последней любви, а, наоборот, подпитывать их заявлениями вроде того, которое сделала на пресс-конференции в Киеве: "Могу сказать лишь одно, Жерар Депардье является одним из главных людей в моей жизни". А вот для Франсуа Озона, создававшего свой комичный дивертисмент "8 женщин" из восьми самых звездных фигур Франции, фильм был немыслим без участия Фанни Ардан. Мечту свести лицом к лицу две противоположности — Ардан и Денев — он с успехом воплотил в жизнь. Лед и пламя сошлись на поле боя, и сегодня Фанни Ардан с нескрываемым юмором вспоминает о том, что в дуэтных сценах с Денев, когда две героини комично борются в нарядах от кутюр, она, одержавшая верх над Катрин, позволила себе съязвить за кадром: "вот видишь, я не такая худая".
Феномен великих звезд кино действительно не в последнюю очередь зависим от внешних данных. Лицо Фанни Ардан настолько выразительное и запоминающееся, что само по себе является типажом. Для таких актеров экранное искусство создает сложности для перевоплощения: перед зрителем не персонаж фильма, а герой по имени Фанни Ардан. И все же ей удалось заставить поверить в свою Марию Каллас, сыграть которую актрисе предложил итальянец Франко Дзефирелли, лично знавший великую оперную диву. До его фильма "Каллас навсегда" Ардан уже успела поработать с образом этой удивительной певицы на сцене. А в кино ей предстояли не только исследования бурного темперамента и противоречивой натуры Каллас, но и такие банальные технические моменты, как разучивание арий и правильное оперное дыхание… Актерские пути не только неисповедимы, но и тернисты. И несмотря на огромную работу, "Каллас навсегда" был наголо разбит критикой. Говорят, и это не фигура речи, что Мария Каллас умерла от разбитого сердца. Справедливо будет сказать, что Фанни Ардан поселила в наших сердцах любовь, разрушить которую не способны ни критика, ни время, ни мода… Она устойчива, как классический запах "Шанель №5".
Ольга КЛИНГЕНБЕРГ
"Киевский ТелеграфЪ"
9 - 15 апреля 2004
|