Безумство и страсть,
или в Киев приехала пламенная Ардан*!
 


Ей известны и слава и полосы, скрытые туманом неудач, ей известны любовь и страсть, на экране и в жизни. Но кино и театр случились в ее жизни случайно. Кто бы мог подумать, что эта скорее высокая, темнокосая девчонка, - метр 75, - с очками на носу, которая с серьезным видом сидит над книжками в библиотеке на рю де Сен-Пер известного института “Сьянс-политик”, - французского аналога факультета международных отношений, - в один прекрасный день забросит подальше свои учебники по политологии и станет актрисой. Да еще какой! Ардан – это имя слышно везде. “Ардан” будут произносить, затаив дыхание от обожания и смутных желаний.

Отец актрисы был офицером кавалерии, поэтому ее детство прошло в путешествиях. Пейзажи скучной Швеции, колоритных Испании и Монако, Лондона из красного кирпича мелькали за окнами поездов как кадры диафильма. Со временем Фанни записалась на факультет Института политологии, почти снобистского учреждения в провинции Экс-ан-Прованс. Все должно было быть как по расписанию: диплом Сьянс-По - должность в дипломатическом представительстве или министерстве - семья, дети, - заслуженная пенсия на склоне лет. Но именно в тот момент, когда все должно было начаться, когда юная Фанни ожидала результатов конкурса на должность в министерстве иностранных дел, в представительстве в Лондоне , ее черноволосую головку вдруг посетила бесшабашная идея – попробовать свои силы в качестве актрисы.

Мадемуазель Ардан посылает письмо с просьбой зачислить ее на курсы драматического искусства Перимони. Уже через несколько дней она получила ответ – положительный. И не переводя духу сказала себе – это судьба. Потом, годы спустя, уже отведав славы, мадемуазель Ардан (французские актрисы навсегда остаются “мадемуазель”, этого требуют традиции), давая интервью то ли “Нью-Йорк Таймс”, то ли “Фигаро”, сказала: “Я законченная и абсолютная фаталистка. Я верю в арабское слово “мектуб”, что означает “это написано”. Если завтра я должна встретить мужчину, который перевернет мою жизнь, получить пьесу, которая перевернет мою жизнь, так оно и будет. Что бы я не делала!”

Что толкало ее на сцену? Кто знает... Возможно, то необъяснимое чувство, которое, наверное, ощущают тигры, пролетая огненный круг на арене цирка. Острое чувство, что ты переступаешь границу, становишься немножко богом, который может творить сейчас, в эту секунду, здесь на сцене, новую жизнь, новые характеры, судьбы, - трагические или безоблачно счастливые. Фанни и сама как-то сказала такую фразу: “В театре вы или канатоходец, или укротитель цирка, который заставляет своих хищников прыгнуть в огонь”.

Сначала был театр: Мольер, Расин, классики. Потом ее лицо понравилось режиссеру Желю Серия, ее пригласили сыграть роль в кино. Это был 1976-й год. Но до успеха было еще далеко.

Прошло четыре года. Страсть и настоящее кино нагрянули одновременно. Их пути пересеклись. Под гипнозом ее любви Франсуа Трюффо пишет для нее роль, именно для нее. Это был фильм, который на последнем суде будет цениться, наверное, не меньше, чем Библия или Капитал - “Женщина рядом”, в советском прокате ленту назвали просто - “Соседка”. Под пытливым взглядом Трюффо Фанни играла безумство и страсть с фатальным привкусом крови в конце. “Я играла, будучи невероятно влюбленной в своего мужчину, -- вспоминает Ардан 25 лет спустя, - я говорила Анн Фонтен, что, наверное, мы были под током”. Они понимали друг друга как никто другой. Именно Трюффо сказал про Ардан лучше чем кто бы то ни было: “Она напоминает женщину, которая пришла из чужой страны, и ты не знаешь, где находится эта страна”.

Для Трюффо Ардан стала последней страстью. Через четыре года Трюффо умер, спасти его было невозможно, мозг постепенно разъела раковая опухоль. За несколько месяцев до его смерти Фанни забеременела. Их с Франсуа девочку она потом назовет Жозефиной. Так случилось, что в последние часы, когда Трюффо умирал, Фанни была не с ним, она снималась. Секретарь отвел ее в сторону и сказал: “Мадам, ваш муж умер”. Все на съемочной площадке думали, что Фанни расплачется. Но она лишь побледнела и сказала: “Работаем”.

Никто не видел ее горя. Наверное, это ее полюбил мужчина, - за страсть, как в чувствах, так и в работе. Потом кино не отпускало ее, Фанни снималась у Дзефирелли, Сколы, Поллака, Рене, Шлендорфа, Коста-Гавраса. А сейчас Фанни пробует себя в новом амплуа – по другую сторону камеры. Она и еще 20 режиссеров снимают по пять минут фильма, в истории которого переплетаются две линии - город и чувство, Париж и любовь.

В завершение этого авторского портрета актрисы - мини-опрос Фанни Ардан от газеты “Ле Монд”:

Если вы были б ...., то вы были бы кем:
Писателем: Маргерит Дюра
Художником: Караваджио
Кинорежиссером: Вон Кар-Ваем (“Любовное настроение”)
Актером: Жераром... Депардье
Предметом: пианино
Напитком: пивом
Едой: оливками
Животным: волчицей
Стихией: ветром
Наркотиками: чтением
Смертным грехом: гордостью
Историческим персонажем: Юлием Цезарем
Городом: Москвой
Недостатком: вечным негодованием
Девизом: Я выдержу!

PS Фанни Ардан приехала в Киев открыть “Французскую весну”, фестиваль французской культуры на Украине. Она привезла ретроспективу фильмов со своим участием, среди которых “Соседка”, “Вечерний прикид”, тот самый фильм, за который она после многочисленных номинаций все же получила высшую национальную награду -“Сезар”; и “Каллас навсегда”, “Веселенькое воскресенье” и один из последних фильмов - “Натали”, где снова играет искрометная пара Ардан-Депардье.

*Ardent -- в переводе с французского значит "жгучий, пылкий".

Анна Огняник,
ІМІ

Hosted by uCoz